Хотелось бы уточнить небольшой момент, связанный с обмыванием тела. Существует ли фиксированная плата за эту услугу по нормам шариата или оплата в любом случае производится по мере возможности человека?
Магомед, г. Махачкала
Большинство ученых мазхаба имама Малика, имама Аш-Шафии и имама Ахмада допускают брать плату за омовение покойного. Известный ученый мазхаба имама Аш-Шафии Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» сказал: «Договор аренды (в данном случае наем человека. – Прим. авт.) для проведения похоронных обрядов, таких как омовение покойного, заворачивание в саван, для обучения чтению Корана (полностью или части его), а также для совершения других действий, относящихся к коллективным обязанностям “фард аль-кифая”, действителен». (См. «Мугни аль-мухтадж» том 3, стр.461).
Естественно, что фиксированной платы в подобных вопросах не существует, и если нанятый для омовения покойного не установил платы за свой труд, согласившись на то, что ему заплатят по усмотрению, размер оплаты будет на усмотрение нанявших его. Если же нанятый (прежде чем приступить к работе) установит конкретную сумму за омовение покойного, то по завершении он вправе требовать оговоренную плату.
Отдел фетв Муфтията РД