Почему дагестанок не принимают на работу?
Несмотря на то, что дискриминация по возрастному признаку в России запрещена, работодатели, в том числе и дагестанские, с завидным упорством продолжают гнуть свою «возрастную линию», выставляя в требованиях ограничения: «не старше … лет», «до … лет». При этом «границы дозволенного» постепенно смещаются в сторону «омоложения».
Кому-то нужен продавец-консультант до 35 лет, другому – кассир не старше 30-ти, третьему – секретарь, но еще моложе. Подобная практика породила отношение к еще молодой и трудоспособной женщине как к анахронизму, не котирующемуся в современных реалиях.
«ВСЕ ВРЕМЯ СПРАШИВАЮТ ПРО ВОЗРАСТ!»
Махачкалинка Ума Магомедова, уже третий месяц безрезультатно пытающаяся устроиться на работу, столкнулась именно с этой проблемой, которую решила поднять на просторах дагестанского сегмента Facebook. Судя по реакции, «жертвами» дискриминации по возрастному признаку в республике становится множество женщин.
Уме – 48. В 2003 году окончила художественно-графический факультет ДГПУ, работала художественным редактором в журнале «Женщина Дагестана», затем в республиканском МЧС руководителем пресс-службы (ведущий специалист-эксперт), там проходила курсы повышения квалификации, имеет разные сертификаты, дипломы и, как сама выражается, «наградные бумажки». Также работала в газете «Черновик» и в издательском доме «Эпоха», где попала под сокращение. Последним местом официального трудоустройства был Туристический информационный центр Комитета по туризму РД (в настоящее время министерство. – Прим. «МИ»). Оттуда ушла сама из-за низкой заработной платы.
«3,5 года назад зарплата там была 4 тысячи рублей при полном рабочем дне и массе непонятных требований. Вместо того чтобы один человек выполнял работу, она распределялась на 25 человек. Как сейчас там обстоят дела, я не знаю. Но говорят, зарплата 9 тысяч», – рассказывает собеседница «МИ».
«Найти работу в Махачкале очень сложно, – продолжает Ума. – Учитываются возраст, связи (кто ты, с кем, по чьей протекции пришел), резюме не рассматривается – это пустая формальность. Неоднократно пыталась устроиться на работу по конкурсу: представляла резюме, проходила собеседование, все всем довольны, но… как правило, там уже бывает готов “свой” человек, а конкурс – лишь для видимости», – сетует женщина.
Часто были отказы из-за возраста, при этом Ума недоумевает, почему работодатель не заинтересован принять на работу сотрудника с хорошим, многолетним опытом работы.
«Возрастной ценз отменили. Если есть опыт, почему человеку должны отказывать? Где вы можете найти сотрудника с образованием и 20-летним стажем работы? Многие отказы связаны с возрастом, потому что часто эта графа идет первой строкой в анкете.
Я свои года не стану скрывать, мне 48, у меня две взрослые дочери. Есть опыт работы. Разве не лучше меня взять или такую же женщину моего возраста, которая замуж не выйдет, в декрет не уйдет, не будет постоянно брать больничный по уходу за ребенком, отпрашиваться в садик, потом в школу и т.д.
Часто говорят про необходимость переобучения, дескать, «а вы знаете… ну вы… в своем возрасте…» Но если я еще не хожу на приемы к психоаналитику и не состою на учете в психдиспансере, значит, я смогу пройти переобучение. Я говорю это не то что бы от своего лица. Судя по тому, что я слышу от своих ровесниц, все время спрашивают про возраст!» – не скрывает своего возмущения Ума.
НАДО БЫТЬ ШУСТРОЙ
Но, как считает наша собеседница, при приеме на работу в Дагестане подвергаются дискриминации не только женщины «в возрасте».
«Моей подруге 31. Еле устроилась на работу, но ей сказали: “Мы хотели бы до 27-ми…” А в 27 ее тоже не приняли на работу, когда она устраивалась в обычный магазин. Заявили: “Нам нужно было до 22-х”. Это какая-то дискриминация по отношению к женщинам. Очень тяжело устроиться на работу с малолетними детьми. У нас столько разведенных, им же надо как-то прокормить детей! А в силу дагестанского менталитета многие разведенные женщины просто остаются на улице с детьми. Взыскать алименты с бывшего мужа очень трудно, а если к тому же нет своего жилья и не принимают на работу даже в обычный продуктовый магазин… Понимаете? Это очень сложно», – констатирует Ума Магомедова.
Но, как показывает практика, проблема «возраста» существует не только в Махачкале. Собеседница «МИ» из Кизляра, не пожелавшая называть свое имя, рассказала, что ее мама при поиске работы столкнулась с аналогичной ситуацией:
«При приеме на работу моей маме отказывали из-за возраста. Она искала работу, хотела по объявлению устроиться специалистом в Управление ЖКХ администрации Кизляра. Объявление было размещено и на “Авито”, и в городском Центре занятости. Когда пришла, сказали, что она не подходит. Намекнули на возраст, мол, надо бегать, быть шустрым и она не справится. А потом добавили, что нашли человека. Маме на тот момент было 52. Позже мы звонили туда из интереса, говорили, что ищем работу. Нам отвечали: “Приходите на собеседование”».
Впрочем, у самой девушки тоже возникали проблемы при трудоустройстве. «После университета в 21 год пришла устраиваться на вакантное место в Кизлярский городской суд, где я не подошла им по внешнему виду. Председатель суда мне тогда сказал: “Bы нам не подходите внешне”, – рассказывает она.
Что касается претензий работодателей в адрес молодых соискательниц, что и их бывает немало. Саида Гамзатова
рассказала «МИ» о своем опыте. Девушка, будучи замужем и имея малолетнего ребенка, ходившего в детский сад, пыталась устроиться на работу, однако у потенциального начальства на этот счет было свое видение. При собеседовании работодатель начал задавать вопросы: есть ли муж, дети, в каком районе Махачкалы она живет и будет ли успевать приезжать вовремя на работу. Наша собеседница сетует, что, конечно, наличие ребенка и место проживания не стали бы помехой при соблюдении рабочего графика, однако на работу ее так и не приняли.
БОРОТЬСЯ НЕ С ЧЕМ
Комментируя проблему, инспектор по правовым вопросам Государственной инспекции труда в РД Анварбек Залимханов в разговоре с корреспондентом «МИ» отмечает, что, по его данным, подобных официально зарегистрированных обращений в Государственную инспекцию труда от женщин, столкнувшихся с такой проблемой, не было, соответственно, и бороться в связи с этим не с чем.
«Мы сами, конечно, проводим проверки, но чтобы сказать, что именно по этому вопросу – нет, – продолжает инспектор. – Проводим разъяснения, консультации с обратившимися к нам работниками, что это незаконно и нет оснований для увольнения работника в связи с достижением определенного возраста, если этот пункт не регламентирован специальными законами».
Анварбек Залимханов подчеркивает, что отказ работодателя при приеме на работу по основаниям, не предусмотренным законодательством, свидетельствует о дискриминации трудовых прав гражданина. А если человек считает, что он подвергается дискриминации, это является индивидуальным трудовым спором, который рассматривается специально уполномоченными органами – Комиссией по трудовым спорам либо непосредственно судом.
«Если к нам обратится человек с жалобой, мы ему посоветуем, объясним, как это сделать, и попросим обязательно предоставить нам информацию о результатах его обращения, чтобы мы могли привлечь таких работодателей к административной ответственности», – отмечает Залимханов. При этом он поясняет, что не существует механизма, когда инспектор труда может прийти к работодателю и потребовать принять на работу соискателя.
«Этого нам закон не позволяет», – подчеркивает Анварбек Залимханов, но вместе с тем добавляет, что одной из функций Государственной инспекции труда является консультирование работодателя и работников, разъяснение им требований и положений трудового законодательства. В рамках этих мероприятий при проведении плановых контрольных проверок инспекция эти вопросы поднимает перед работодателями, подчеркивая, что подобные действия будут нарушением трудовых прав граждан.
«За нарушение трудового законодательства в этой части предусмотрен штраф (ст. 5.27 КоАП) в отношении должностных лиц от 1 до 5 тысяч рублей за впервые совершенное правонарушение. В отношении юридических лиц – от 30 до 50 тыс. рублей также за впервые совершенное правонарушение. Если будет установлено, что подобное нарушение работодатель допустил не впервые, штраф увеличивается кратно, вплоть до дисквалификации (запрета занимать руководящие должности)», – напоминает госинспектор труда.
ОГРАНИЧЕНИЙ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ
По словам начальника отдела содействия трудоустройству населения Центра занятости населения г. Махачкалы Суны Джабраиловой, когда работодатели предоставляют вакансии в городской Центр занятости, они бывают заранее уведомлены, что ограничений по половому признаку или возрасту быть не должно, потому что законодательство Российской Федерации не позволяет ограничивать права граждан на этом основании. Так же, как и наличие малолетних детей или предпенсионный возраст.
«Мы даем это четко понять, поэтому в своих ответах работодатели не отражают, что они отказывают соискателю из-за возраста. Я не знаю, к кому обращаются женщины, жалующиеся на то, что не могут трудоустроиться из-за “возрастного ценза”, но у нас подобных проблем с работодателями не возникает. У нас на учете состоят разные категории граждан – от молодежи до пенсионеров, попавших под сокращение», – отметила представитель Центра занятости г. Махачкалы.
Бэла БОЯРОВА