Аллея российских кораблестроителей-дагестанцев, задуманная администрацией города Каспийска совместно с разработчиком ракетного оружия, академиком Шамилем Алиевым, как планируется, станет одним из самых интересных проектов по демонстрации научного потенциала нашей республики.
Ранее в беседе с Шамилем Гимбатовичем
(«МИ», №8 от 23.02.2018) мы уже выясняли, чьи имена достойны быть увековеченными на этой Аллее. (Среди перечисленных были названы Генрих Алиевич Гасанов, Шахрудин Магомедович Шамхалов, Вячеслав Викторович Акулиничев). В продолжение начатой на страницах нашего издания темы академик рассказал о тех, кого дагестанцы должны помнить за их весомый вклад в развитие кораблестроительной отрасли.
ДАГЕСТАНСКИЙ ТУПОЛЕВ
– Агаверди Абутрабович Аливердиев – один из самых известных кораблестроителей Дагестана, лауреат Государственной премии СССР за работы в области торпедостроения. Автор многих уникальных технических разработок. Вместе со своими коллегами Аливердиев придумал клинноцанговые кольца для торпед, которые служат до сих пор, уже более 50 лет. Он работал в Военном представительстве, а затем еще в течение 20 лет был главным инженером завода «Дагдизель». Человек выдающихся способностей. Как-то о нем я написал небольшой очерк, назвав Аливердиева «дагестанским Туполевым». У него было безошибочное чутье на ошибки. Помнится, в разговоре он всегда использовал одно интересное слово: «вожете!» Произносил его с особым смыслом и интонацией: «Вожете, вот здесь будет трещина!» Я должен был вычислять внештатные ситуации, которые возникают с дизелями, торпедами. Мы считали, считали… и в самом деле, понимали, что он прав. По молодости мы полагали, что он еще кому-то дает считать. Но у Аливердиева было безошибочное чутье. Это был стиль Туполева. Он не имел специального математического образования, но знал поведение турбин самолетов, дизелей, замков, ключей, торпед и имел абсолютный авторитет в СССР во всех отраслях, которые пересекаются с нашей отраслью. Когда его не стало, я учредил международную премию им. Аливердиева. Киев, Казахстан, везде, куда я звонил с предложением о премии, мне не давали завершить фразу… Перебивали: «Согласны! Что требуется?»
Мы проводим чтения им. Аливердиева. Но, к большому сожалению, чтения посещают только очень избранные люди, которые не могут жить без техники. И поэтому на Аллее российских кораблестроителей-дагестанцев этот выдающийся представитель судостроительной промышленности СССР должен занять почетное место.
АБСОЛЮТНО ЧЕСТНЫЙ, БЕСКОМПРОМИССНЫЙ
Шарапутдин Магомедович Меджидов, капитан I ранга, он работал в Военном представительстве. Последнее место его работы – районный инженер в Каспийске. Это был очень достойный человек, а в военной форме его достойность приобретала превосходную степень. У него был строгий ясный взгляд, без всяких других признаков. Редкая и яркая дружба и любовь была в его семье.
К сожалению, Меджидов прожил очень мало. У них вообще необыкновенная семья – пятеро братьев – трое из них военные офицеры. Его брат Багаудин служил на Дальнем Востоке. Он был капитаном III ранга. Другой брат – Камиль Меджидов – капитан-лейтенант на Байконуре. Эти трое, без преувеличения, являются гордостью дагестанского советского и российского народа в области военного представительства.
Все, кто знал Шарапутдина Магомедовича, отмечали: Меджидов – абсолютно честный, бескомпромиссный, человек исключительной порядочности. Он был прирожденный государственник. Я с ним познакомился, когда в Феодосии проходили большие испытания торпеды на тему «Ветер – Водопад». На тот момент мне хотелось установить датчик в хвост торпеды, чтобы посмотреть перегрузки при выходе. Но меня все отговаривали. Мне внушали: ты что, здесь районный инженер, он не позволит… Я несколько дней ходил со своими расчетами, пытался кого-то убеждать. И тут кто-то мне сказал: «Меджидов – аварец, твой земляк, может, тебе он сделает исключение?»
Я встретился с ним, рассказал о своей задумке. «Нет!»
– произнес он, как отрезал. Все знали его слово «нет», и то, как он его выговаривал. Помог случай. На вечерней прогулке мы с ним увидели объявление: «Завтра состоится борьба на поясах, посвященная Дню Нептуна. Победитель получает живого барана». Я решил произвести на него впечатление и говорю: «Этот приз я выиграю». «Ты в этом деле осведомлен?» – поинтересовался Шарапутдин Магомедович. «Вполне», – уверил я. Он еще строже посмотрел на меня и сказал: «Если проиграешь, это будет позор на все времена». Я сказал: «Могу вам обещать – если я проиграю, вам точно стыдно не будет».
Я все-таки выиграл кубок «День Нептуна» и полагавшийся приз. Барана по моей просьбе приготовили для совместной трапезы, чтобы все участники соревнования могли попробовать. С этого дня у нас с ним началось настоящее братство (улыбается). Шарапутдин Магомедович согласился осуществить задуманное мною. Сказал: «Хорошо, поставим датчик, посмотрим, что получится». Поехали мы в море, и вдруг я почувствовал себя нехорошо. Мало того, что это дело затратное, вертолеты, лодка вышла. Мы вернулись к берегу. Мне было неудобно, но хотелось реализовать идею, и я просил поехать во второй раз. Мы поставили датчик. Все получилось, как я и ожидал! После этого наше братство удвоилось. А уже в Каспийске, если у кого-то возникала проблема – не подписывали бумагу или еще что-то, то обращались ко мне со словами: «Твой друг не подписывает…», чтобы я посодействовал. Он был не подвластен влиянию любого человека, мне кажется, не успел он проявить силу своего дарования в дружбе, ведь Меджидов был морским офицером, а в море дружба и солидарность носит рабочий корпоративный характер.
Умер Шарапутдин Магомедович рано. Поехал к брату во Владивостоке, там и скончался в возрасте 51 года.
Этот человек является в Дагестане номером один как по должности, которую он занимал, так и по осведомленности – морскую технику он знал безукоризненно. Он окончил Бакинское военное училище, работал в Мурманске, Ленинграде, Феодосии, Каспийске.
Их работы были засекречены, они внесли большой вклад в науку. Аллея, которую мы создаем, будет украшена именами таких замечательных личностей, о которых, к сожалению, мало знают, но мы постараемся, чтобы о них узнали те, кто учится в технических вузах, и вузах вообще.
Лариса ДИБИРОВА