На Аллее кораблестроителей будут их имена


Аллея российских кораблестроителей-дагестанцев, задуманная администрацией города Каспийска совместно с разработчиком ракетного оружия, академиком Шамилем Алиевым, как планируется, станет одним из самых интересных проектов по демонстрации научного потенциала нашей республики.

Ранее в беседе с Шамилем Гимбатовичем
(«МИ», №8 от 23.02.2018) мы уже выясняли, чьи имена достойны быть увековеченными на этой Аллее. (Среди перечисленных были названы Генрих Алиевич Гасанов, Шахрудин Магомедович Шамхалов, Вячеслав Викторович Акулиничев). В продолжение начатой на страницах нашего издания темы академик рассказал о тех, кого дагестанцы должны помнить за их весомый вклад в развитие кораблестроительной отрасли.

 

ДАГЕСТАНСКИЙ ТУПОЛЕВ

Агаверди Абутрабович Аливердиев – один из самых известных кораблестроителей Дагестана, лауреат Государственной премии СССР за работы в области торпедостроения. Автор многих уникальных технических разработок. Вместе со своими коллегами Аливердиев придумал клинноцанговые кольца для торпед, которые служат до сих пор, уже более 50 лет. Он работал в Военном представительстве, а затем еще в течение 20 лет был главным инженером завода «Дагдизель». Человек выдающихся способностей. Как-то о нем я написал небольшой очерк, назвав Аливердиева «дагестанским Туполевым». У него было безошибочное чутье на ошибки. Помнится, в разговоре он всегда использовал одно интересное слово: «вожете!» Произносил его с особым смыслом и интонацией: «Вожете, вот здесь будет трещина!» Я должен был вычислять внештатные ситуации, которые возникают с дизелями, торпедами. Мы считали, считали… и в самом деле, понимали, что он прав. По молодости мы полагали, что он еще кому-то дает считать. Но у Аливердиева было безошибочное чутье. Это был стиль Туполева. Он не имел специального математического образования, но знал поведение турбин самолетов, дизелей, замков, ключей, торпед и имел абсолютный авторитет в СССР во всех отраслях, которые пересекаются с нашей отраслью. Когда его не стало, я учредил международную премию им. Аливердиева. Киев, Казахстан, везде, куда я звонил с предложением о премии, мне не давали завершить фразу… Перебивали: «Согласны! Что требуется?»

Мы проводим чтения им. Аливердиева. Но, к большому сожалению, чтения посещают только очень избранные люди, которые не могут жить без техники. И поэтому на Аллее российских кораблестроителей-дагестанцев этот выдающийся представитель судостроительной промышленности СССР должен занять почетное место.

 

АБСОЛЮТНО ЧЕСТНЫЙ, БЕСКОМПРОМИССНЫЙ

Шарапутдин Магомедович Меджидов, капитан I ранга, он работал в Военном представительстве. Последнее место его работы – районный инженер в Каспийске. Это был очень достойный человек, а в военной форме его достойность приобретала превосходную степень. У него был строгий ясный взгляд, без всяких других признаков. Редкая и яркая дружба и любовь была в его семье.

К сожалению, Меджидов прожил очень мало. У них вообще необыкновенная семья – пятеро братьев – трое из них военные офицеры. Его брат Багаудин служил на Дальнем Востоке. Он был капитаном III ранга. Другой брат – Камиль Меджидов – капитан-лейтенант на Байконуре. Эти трое, без преувеличения, являются гордостью дагестанского советского и российского народа в области военного представительства.

Все, кто знал Шарапутдина Магомедовича, отмечали: Меджидов – абсолютно честный, бескомпромиссный, человек исключительной порядочности. Он был прирожденный государственник. Я с ним познакомился, когда в Феодосии проходили большие испытания торпеды на тему «Ветер – Водопад». На тот момент мне хотелось установить датчик в хвост торпеды, чтобы посмотреть перегрузки при выходе. Но меня все отговаривали. Мне внушали: ты что, здесь районный инженер, он не позволит… Я несколько дней ходил со своими расчетами, пытался кого-то убеждать. И тут кто-то мне сказал: «Меджидов – аварец, твой земляк, может, тебе он сделает исключение?»

Я встретился с ним, рассказал о своей задумке. «Нет!»
– произнес он, как отрезал. Все знали его слово «нет», и то, как он его выговаривал. Помог случай. На вечерней прогулке мы с ним увидели объявление: «Завтра состоится борьба на поясах, посвященная Дню Нептуна. Победитель получает живого барана». Я решил произвести на него впечатление и говорю: «Этот приз я выиграю». «Ты в этом деле осведомлен?» – поинтересовался Шарапутдин Магомедович. «Вполне», – уверил я. Он еще строже посмотрел на меня и сказал: «Если проиграешь, это будет позор на все времена». Я сказал: «Могу вам обещать – если я проиграю, вам точно стыдно не будет».

Я все-таки выиграл кубок «День Нептуна» и полагавшийся приз. Барана по моей просьбе приготовили для совместной трапезы, чтобы все участники соревнования могли попробовать. С этого дня у нас с ним началось настоящее братство (улыбается). Шарапутдин Магомедович согласился осуществить задуманное мною. Сказал: «Хорошо, поставим датчик, посмотрим, что получится». Поехали мы в море, и вдруг я почувствовал себя нехорошо. Мало того, что это дело затратное, вертолеты, лодка вышла. Мы вернулись к берегу. Мне было неудобно, но хотелось реализовать идею, и я просил поехать во второй раз. Мы поставили датчик. Все получилось, как я и ожидал! После этого наше братство удвоилось. А уже в Каспийске, если у кого-то возникала проблема – не подписывали бумагу или еще что-то, то обращались ко мне со словами: «Твой друг не подписывает…», чтобы я посодействовал. Он был не подвластен влиянию любого человека, мне кажется, не успел он проявить силу своего дарования в дружбе, ведь Меджидов был морским офицером, а в море дружба и солидарность носит рабочий корпоративный характер.

Умер Шарапутдин Магомедович рано. Поехал к брату во Владивостоке, там и скончался в возрасте 51 года.

Этот человек является в Дагестане номером один как по должности, которую он занимал, так и по осведомленности – морскую технику он знал безукоризненно. Он окончил Бакинское военное училище, работал в Мурманске, Ленинграде, Феодосии, Каспийске.

Их работы были засекречены, они внесли большой вклад в науку. Аллея, которую мы создаем, будет украшена именами таких замечательных личностей, о которых, к сожалению, мало знают, но мы постараемся, чтобы о них узнали те, кто учится в технических вузах, и вузах вообще.

 

Лариса ДИБИРОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новый устав Махачкалы обсудят на публичных слушаниях

Публичные слушания по проекту Устава городского округа «город Махачкала» назначены на 29 мая в 15:00, местом проведения выбран актовый...

В Дагестане определены победители регионального чемпионата «Абилимпикс»

Победители и призеры регионального чемпионата «Абилимпикс» определены в Дагестане. Соревнования по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными...

В столице Дагестана демонтировали очередную самовольную постройку

Администрация Махачкалы проводит планомерную работу по выявлению и сносу самовольных построек. Очередной такой объект городскими властями был установлен в...

Бывшую сотрудницу газовой службы Махачкалы будут судить за гибель двоих детей

В столице Дагестана завершено уголовное дело в отношении бывшей сотрудницы городской службы эксплуатации газового хозяйства, которую обвиняют в гибели...
spot_imgspot_img

Юсуп Умавов: «Бюджет Махачкалы в 2024 г. имел ярко выраженную социальную направленность»

Доклад главы г. Махачкалы Юсупа Умавова на заседании городского Собрания депутатов Уважаемый Марис Сиражутинович! Уважаемые депутаты городского Собрания! Уважаемые...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам