О поклонении и тунеядстве в исламе


Всевышний Аллах сказал (смысл): «А когда молитва закончится, расходитесь по земле и ищите милости Аллаха». Сура «аль-Хашр», аят 10.

 

ПОКЛОНЕНИЕ И БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Есть такая проблема, как трудовая бездеятельность поклоняю­щихся. Полагаю, неэтично подробно изла­гать в деталях бездеятельность одного мо­его знакомого, усердно соблюдающего все каноны ислама и абсолютно бездействую­щего в созидательной и трудовой деятель­ности.

Сад бин Абу Ваккас поведал: «Я слы­шал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: “Все­вышний Аллах любит Своего раба, ко­торый богобоязнен, (духовно) богат и занят своим делом и своим ибадатом”» (Муслим. «Зухд», №11).

Оказывается, к сожалению, есть не­мало мусульман, которые, посвящая себя поклонению Аллаху, уповая на него, под этим предлогом отказываются от работы и не осуществляют какой-либо трудовой деятельности, пополняя ряды бездельников и по сути потенциальных попрошаек. И как мы заметили, это при­суще преимущественно новым молодым поклоняющимся, у которых уже есть се­мья. Недопустимо, чтобы полноценный, здоровый и полный сил человек избегал трудовой деятельности и обеспечивал свою семью за счет близких и родных людей, а тем более за счет попрошайни­чества и милостыни, прикрываясь нама­зами, постами и другими религиозными действиями.

Как известно, по этому поводу По­сланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не разрешено брать милостыню как богатому, так и трудоспособному» (Тирмизи).

 

О ТУНЕЯДСТВЕ

Как известно, в советские времена яв­ление бездеятельности человека называли тунеядством, и к таким бездельникам при­менялись особые меры воздействия по их трудоустройству. По сути своей, бездеятель­ность поклоняющегося с надеждой на по­дачки близких людей и родителей в целях материального обеспечения своей семьи уже является тунеядством. И очевидно, что такой подход вызывает недовольство не только Всевышнего, но и окружающих здравомыслящих людей и всех близких.

Следует подчеркнуть, что созидательная и халяльная трудовая деятельность человека уже содержит в себе элементы поклонения. Подтверж­дением этому является и то, что в Кора­не многократно говорится о поступках, действиях, делах поклоняющихся, что является более широким понятием, чем просто труд. Более того имеется много хадисов и высказываний исламских уче­ных, что деятельность, связанная с халяльным пропитанием или заработком, является предписанием Всевышнего – после главных пяти столпов ислама, и требованием нашего Пророка (с.а.с.) – после пятикратного намаза. В одном из хади­сов сказано: «Поиск дозволенного заработка – фарз после фарза» («Сунан уль-Кубра лиль Байхаки», №10805).

Трудно не согласиться, насколько сильно сказано – «фарз после фарза». Это свидетельствует о том, что ислам настаивает, требует и, наконец, поощряет и сти­мулирует человека к действиям предель­но эффективного использования всех имеющихся ресурсов и возможностей, данных Аллахом как для личных це­лей, так и для общественного блага. А вот безответственное и бесхозяйственное от­ношение ко всему, что предоставил нам в распоряжение Всевышний, расценивает­ся как неблагодарность, расточительство (исраф) и почти как преступление.

Хочу напомнить советские времена, когда было много различных призывов и лозунгов, восхвалявших труд, и это подсознательно ориентировало человека трудиться. Правда, не всегда это делалось высокопроизводительно и качественно, но тунеядцев сильно осуждали. А роль ду­ховенства в этом деле тогда практически была нулевой.

Сегодня мы должны быть благодарны Всевышнему, что наступили време­на, когда у каждого желающего рабо­тать есть для этого все возможности. И не только зарабатывать для семьи, но и получать вознаграждение Аллаха, которое зачтется в Ахирате, а выплачен­ный закят от вашего халяльного труда еще больше приумножит ваши матери­альные блага.

Из всего сказанного однозначно про­являются две крайности – это ничего не делать, уповая на Всевышнего, или тру­диться в поте лица, игнорируя упование на Аллаха. Нам представляется, что, осуществляя самоанализ и самоуправле­ние, следует поклоняться Всевышнему и, конечно, трудиться, относясь к работе со всей серьезностью и делая все зависящее от вас. При этом уповая (иншааллах) на Всевышнего как в начале своего дела, так и в его конце, в ожидании благодати от приложенных усилий.

Резюмируя вышесказанное, следу­ет помнить:

1. Первой задачей настоящего верую­щего семьянина после поклонения Все­вышнему является материальное обеспе­чение своей семьи, а затем все остальное.

2. Есть много аятов, хадисов и высказываний ученых, настаивающих на необ­ходимости трудиться и поясняющих, что награда Всевышнего за халяльный зара­боток и сохранение семьи очень велика.

3. К работе следует относиться ответ­ственно – как к своему долгу и обязанно­сти. Ислам определяет широкие возмож­ности самореализации в выборе работы, исходя из ваших желаний и способностей. Однако эти возможности имеют определенные границы этики и морали, предусмотренные шариатом. Предусмо­трена выплата закята, предусмотрены потребности общества с учетом религи­озных канонов и т. д.

4. Помните величайшие слова нашего Пророка (с.а.с.)
– «фарз после фарза». Оче­видно, что общество не может существо­вать без трудовой деятельности и созда­ния материальных благ. Следовательно, после поклонения люди должны рабо­тать и трудиться, ибо жить за счет других без оснований на то – грешно. Тот, кто не преодолевает трудности, забывает про Всевышнего, – сбивается с истинного пути. Действуйте под лозунгом «Поклоне­ние и труд есть путь к довольству Все­вышнего».

 

Мухаммад Букар Гамидуллаев, доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии наук

 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Городу вернут три участка

В собственность муниципалитета подлежат возврату три земельных участка общей площадью 1800 кв. м. Правовое управление администрации города инициировало иски...

Кандидатам в депутаты

К сведению избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов на выборах депутатов Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» первого созыва, которые...

Генплан перемен: Махачкала 2035

Махачкала приобрела обновленный Генплан, в который внесены существенные изменения по сравнению с планом, принятым в 2016 году. Об этом...

Вокзал для… туристов

Сухопутная гавань Махачкалы вышла на модернизацию О масштабных планах по обновлению вокзального комплекса Махачкалы сообщалось еще в 2018 году, когда...
spot_imgspot_img

Полоса ИИ задает тон аграриям

  Интеллект – искусственный! – в сельском хозяйстве был продемонстрирован Дагестаном в Волгоградской области. У наших соседей 3-5 июля состоялся...

Поддержка дагов

От сбора гуманитарной помощи до восстановления разрушенных городов Президент России Владимир Путин на форуме «Все для Победы!» сообщил, что...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам