Музей истории города Махачкалы и Театр поэзии представили совместный проект «Мой Дагестан. Наш Расул», ставший настоящим открытием для тех, кто знаком с творчеством гениального поэта и хотел бы узнать, каким был Расул Гамзатов вне литературного образа.
Самой важной и невероятно притягательной деталью всех фоторабот является естественность и искренность эмоций поэта. Гамзатов, сложив руки на груди, сидит и смотрит прямо перед собой, он смеется, заставляя улыбнуться в ответ каждого, кто видит это фото. Он вечно молод и наивен, как ребенок, но вместе с тем мудр, как старец… Как в нем уживаются две параллели? Возможно, именно эта особенность являлась неиссякаемым источником его творческой энергии. А может, будучи сыном народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, он был просто обречен встать на поэтический путь. Зов крови? Да будет так.
Вот он, воздев руки над головой, читает стихи перед публикой… он громогласен и велик, потому что голос его идет от самого сердца, взывает к глубинам души и находит отклик в каждом. Глаза слушателей широко открыты, они потрясены силой его поэтического слова.
Трогательны и по-семейному душевны фотографии с женой и детьми. Жена Патимат с нежной улыбкой смотрит на мужа, она – его первый и самый искренний читатель. А вот Расул Гамзатов склонился над дочерью, с отеческой заботливостью помогая ей писать.
Еще одно невероятное по своей теплоте и вдумчивости фото с поэтом Самуилом Маршаком. Расул Гамзатов, подперев голову ладонями, внимательно слушает, он словно растворился в пространстве. Столько детской непосредственности в позе юного поэта. О чем он думает? О силе слова, способного созидать и разрушать, сопереживать и восторгаться, или о том, как трудно подобрать то слово, которое позволит выразить самое сокровенное, о чем болит душа и от чего хочется встать среди ночи и писать, едва поспевая за собственными мыслями.
Очень много фото без подписей, авторы которых неизвестных. Среди них снимок поэта в тулупе и папахе, выходящего из калитки, вероятно, отеческого дома. Решительное выражение лица, суровая складка на переносице выражают его истинно горскую натуру – мужественную, сильную духом и телом. И глядя на рукописные листы Гамзатова, которые также представлены на экспозиции, исписанные стихотворными строчками на родном языке, невольно сравниваешь их с потоком бурных горных рек, несущихся по заведомо избранному ими неповторимому трудному и красивому пути. Это лишь первый черновой этап, самый волнительный, рождающий прерывистые строки, которые затем лягут ровными печатными буквами в сборники и разлетятся миллионными тиражами по всей планете…
Случайные фото – это как пойманные на лету мгновения. Расул Гамзатов стоит в окружении аксакалов. Мудрые старцы с интересом слушают поэта, наверное, это привычная картина тех лет. А вот Расул Гамзатов стоит с товарищами на улице, а на переднем фоне два бычка на привязи, запряженные в четырехколесную телегу. И как не улыбнуться, глядя на столь оживленные смеющиеся лица фотографирующихся, которых не заботит вся торжественность момента. Они понимают истинную красоту жизни в ее простоте, а пафос – удел самовлюбленных эгоистов. Жизненно и правдиво.
Как жаль, что нет предысторий к фото. Одна фотография, на которой запечатлен поэт, приложивший ладони к лицу, выражает эмоцию боли, тоски. Откуда боль пришла, что пронзило его сердце с такой силой?
Черно-белые снимки Амина Чутуева, Камиля Чутуева, Федора Зимбеля, Ниматуллы Нурмагомедова и многих других открывают перед нами разные и такие выразительные грани души народного поэта Дагестана – лауреата Ленинской премии, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР, остававшегося настоящем сыном своего горного края, вобравшим в себя лучшие качества дагестанского народа. Организаторы экспозиции отмечают, что при работе над выставкой предпочтение отдавалось выразительным и малоизвестным снимкам, а некоторые портреты представлены впервые на площадке Театра поэзии.
Лариса ДИБИРОВА