История дагестанского бокса знает немало именитых спортсменов. Гайдарбек Гайдарбеков, Нурмагомед Шанавазов, Султан Ибрагимов… Все они добивались больших высот на международной боксерской арене. Но есть среди дагестанцев и те, кто не стал великим боксером, а всецело посвятил себя воспитанию молодых спортсменов. Один из них – тренер высшей категории, заслуженный тренер РД Игорь Пономарев.
Спортивная школа, расположенная на одной из центральных улиц Махачкалы, в течение последних 20 лет несколько раз меняла свое название – спортклуб имени Гаджи Махачева, спортшкола имени Джамала Касумова, а ныне ДЮСШ имени Абдулрашида Садулаева, но со дня своего основания и до конца минувшего столетия она называлась РДЮСШ-1 без присвоения имени какой-либо личности. Уже более 25 лет работает в ней Игорь Пономарев (исповедуя ислам, тренер принял имя Ильяс).
СПРАВЕДЛИВЫЙ И СТРОГИЙ
Заходим в слабо освещенный зал боксерского зала, где нас встречает Ильяс Пономарев.
«Надень тапочки, здесь должно быть чисто, – добродушно обратился ко мне тренер. – Посидишь немного? Нужно закончить тренировку».
Выбора нет. Устраиваюсь на одной из скамеек, где спортсменам во время тренировки сидеть запрещено (иначе можно попасть под лавину тренерского гнева). В одном из углов уклоны отрабатывают юные (не старше семи лет) спортсмены, а те, кто постарше, уже стоят в парах и наносят друг другу недетские удары. Самые же отличившиеся отрабатывают приемы «на лапах» с тренером. Сам Пономарев, без эмоций указывающий на ошибки своих воспитанников, производит впечатление очень спокойного, но вместе с тем жесткого и справедливого человека.
«Я больше справедливый, чем строгий. Самое главное в работе с мальчиком – справедливость, – рассказывает Пономарев. – Если ты ему несправедливо что-то сделал – это плохо, а если по делу шлепнешь, поругаешь или выгонишь из зала, то нормальный пацан поймет все. Я думаю так. Я люблю порядок. Порядок бьет класс. Да?»
Недостаточно быть тренером-инструктором в тренировочном зале и опекать воспитанников во время соревнований, необходима умело поставленная педагогическая работа, хозяйственные хлопоты, поиски и выбивание денег на спортивные мероприятия. И это еще не полный перечень факторов.
ОТ ПОРОКА К РАЗРЯДУ…
В детстве у тренера, родившегося и жившего всю жизнь в Махачкале, был обнаружен врожденный порок сердца, и родители (точнее, мать) была категорически против занятий спортом. Но в дело вмешался отец…
«Меня отправляли в санатории, лечили. Я даже в школе был освобожден от физкультуры, и мне категорически запрещали какую-либо физическую нагрузку. Тем не менее отец был очень строгим и всячески толкал меня к занятиям спортом. Записал на борьбу, которая впоследствии оказалась гимнастикой (улыбается). И вот я несколько месяцев занимался гимнастикой, думая, что хожу на борьбу. Я занимался волейболом, борьбой. Быть может, мне повезло, так все сошлось, что ничего со мной не случилось, а уже в 15 лет мой лечащий врач сказал, что у меня все хорошо и можно начинать заниматься гимнастикой. Тогда у меня уже был разряд по боксу», – улыбаясь, вспоминает специалист.
В секцию бокса Ильяс Пономарев записался в 14-летнем возрасте, его тренерами были братья Магомед Казимович и Шамиль Казимович Магомедовы. Кстати, в той же спортшколе, где в настоящее время тренирует сам Пономарев.
В 1982 году он был призван в ряды Советской Армии, в артиллерийский полк, дислоцированный в Амурской области. Тренер вспоминает, что в местах армейской службы не было условий для полноценных тренировок, но тем не менее он становился первым на полковых соревнованиях.
«Постоянно ездили на учения, стрельбы, караулы. Заниматься спортом возможности не было. Но какие-то соревнования были. Физрук поручил готовиться к чемпионату дивизии, но никто туда не поехал: все были заняты несением службы», – вспоминает Пономарев.
МЕЧТЫ О РИНГЕ – В УЧЕНИКАХ
Демобилизовавшись из рядов Вооруженных сил СССР в 1984 году, Пономарев работал автослесарем в Махачкалинской автоколонне 1736, а вечерами тренировался в ДЮСШ. В то же время помогал в проведении занятий своему личному тренеру. На первенстве Махачкалы Ильяс выиграл 1-е место в своей весовой категории, но при всем желании продолжать достигать высоких результатов уже не позволяли обстоятельства – необходимо было самостоятельно зарабатывать на жизнь. Но бокс так прочно зацепил его, что и трудовую жизнь он решил продолжить на спортивной стезе – воплотить мечты о большом ринге в своих учениках.
И в первую очередь Пономарев, будучи требовательным к себе, решил получить профильное образование по линии спорта. Правда, поступить с первой попытки у тренера не получилось.
«Учился заочно, но я тебе скажу, я по-настоящему учился. Мне это было просто очень интересно. Я мог не изучать научный коммунизм, историю. А вот физиологию, спортивную медицину, теорию тренировочного процесса. Все это я учил. Сначала хотел поступить в Волгограде, но там мне сказали, что принять заочно не могут, и мне нужно ехать в Краснодар. Туда я уже не успевал. Дошел до ректора, он все-таки подписал бумаги, а я не смог сдать экзамен, одного балла не хватило. На следующий год поехал в Краснодар и там поступил. Это было в 1985 году», – рассказывает специалист.
Ну а затем наступило время практики – Пономарев начал заниматься тренерской деятельностью. Местом проведения тренировок было выбрано (безальтернативно) пустующее полуподвальное помещение одного из корпусов политехнического техникума, но для того, чтобы создать необходимые условия, пришлось изрядно потрудиться.
«Там было много хлама. Собрал подопечных из близлежащих домов, все вычистили. Целый ЗИЛ загрузили мусором. Потом побелить надо было, нашел женщин, которые работали рядом – все сделали для нас абсолютно бесплатно. Были же времена…», – вспоминает Пономарев.
В последующие годы Пономарев работал тренером на стадионе «Труд». Тренировочный зал располагался в подтрибунном пространстве. И здесь, не удовлетворившись имеющимися условиями, добился устройства летней тренировочной площадки, оборудованной двумя рингами и необходимыми боксерскими снарядами.
«У меня тогда было, наверное, человек 50, невозможно было тренироваться. В зале мы не бегали, на скакалках не прыгали. Раньше ведь не было такого разнообразия видов спорта, бокс да борьба. Мне даже приходилось проводить отбор, принимал к себе только тех, кто сдаст определенные нормативы. А сейчас берем всех подряд, потому что приходит мало детей», – сетует тренер.
ГОДЫ СПУСТЯ…
В конце 1990 года, имея за плечами 5-летний тренерский стаж, Пономарев приступил к работе тренером-преподавателем в РДЮСШ на улице Батырая, где продолжает трудиться и по сей день.
С тех пор прошло много времени, и специалист воспитал немало успешных боксеров. Крупным успехом явилась победа в 1993 году его воспитанника Шамиля Темирсултанова (первый тренер Муса Нурасулов) на первом Всеевропейском первенстве среди старших юношей. Нормативы мастеров спорта выполнили Муслим Адзиев, Арсланали Магомедов, Магомед Магомедов, Гелани Кажлаев, Эльдар Билалов.
Очень активен Пономарев и в качестве рефери на ринге. Он успевает в течение всего раунда находиться вблизи боксирующей пары, готовый в любой момент пресечь нарушение правил. Кстати, в числе его учеников Эльдар Билалов – судья международной категории, Руслан Мирзоев – судья республиканской категории.
«Судить начал тогда же, когда и тренировать. Мне было очень интересно, хотя с тренерской работой это не идет ни в какое сравнение. Между нами говоря, судейство помогало в тренерской работе. Вот едет команда на соревнования, мой ученик вместе с ней, а я поехать не могу – на тренера средства не выделяются. Но судьям все оплачивается. Когда я уже стал судьей международной категории, меня с удовольствием принимали на многих турнирах, а я этим пользовался (улыбается). Я, конечно, не мог секундировать подопечного, но хотя бы был рядом. Мог после соревнований зайти, объяснить, успокоить, спать уложить, в конце концов, – рассказывает Пономарев. – Тренер – он тоже должен знать правила, иногда бывает столько скандалов. Тренер не согласен с решением рефери, но объяснить, с чем именно не может, нет доводов. А если разговаривать с судьей с точки зрения правил, то можно авторитетно и со знанием дела указать пункты правил, которые были нарушены».
P.S. В завершение хочется отметить, что за последние 3 года спортшкола, носящая теперь имя олимпийского чемпиона по вольной борьбе Абдулрашида Садулаева, дважды закрывалась на длительное время для выполнения ремонтных работ, тогда каждый тренер самостоятельно находил для своих групп место для занятий. Некоторым пришлось арендовать платные помещения (деньги для оплаты, естественно, находили самостоятельно).
Разумеется, условия для проведения качественных тренировок не везде имелись. Пономарев, не огорчаясь таким положением, с завидным воодушевлением проводил занятия, восполняя отсутствие необходимых спортивных снарядов разнообразными, увлекательными упражнениями. И это, пожалуй, самый большой плюс Ильяса – он обладает завидным терпением и умеет принимать абсолютно любые обстоятельства, не давая волю тормозящим эмоциям…
Нурмагомед АСТАРХАНОВ, Арсен ХАСАЕВ