К 100-летию Магомед-Салама Умаханова
Большой и трудный жизненный путь, пройденный одним из великих руководителей республики Магомед-Саламом Умахановым, стал примером для многих его преемников. В этом году видному общественно-политическому деятелю Дагестана исполнилось бы 100 лет. Он вошел в историю Дагестана, как честный и добропорядочный глава республики, образец беззаветного служения Родине.
НА ВСЕ ХВАТАЛО СИЛ
Магомед-Салам Ильясович Умаханов родился 6 июня 1918 года в селении Цудахар Левашинского района в трудовой семье. Детство и юность его пришлись на годы гражданской войны, восстановления разрушенной войной экономики и начала индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и культурных преобразований в городе и селе. Семья была по сельским меркам относительно небольшая – в ней было трое детей. Отец Магомед-Салама Умаханова – Умахан Ильясов – был сапожным мастером, пользовался уважением сельчан и жителей близлежащих сел. Вместе с тем семье приходилось заниматься крестьянским трудом, чтобы иметь собственный источник средств для пропитания.
Мать – Хадижат Булатова – также занималась крестьянским трудом. После смерти мужа ей одной пришлось взвалить на свои хрупкие женские плечи все заботы о семье и детях. Как любящая мать, она понимала, что детям нужно дать основательное образование, чтобы они могли определиться в жизни, быть полезными себе и обществу.
Усилия и помыслы матери не прошли даром: Магомед-Салам проявил старание и прилежность, окончив на «отлично» Цудахарскую среднюю неполную школу и вместе с другими лучшими учениками был направлен в районный центр Леваши. Учителя, среди которых были и русские, отмечали высокий интерес Умаханова к знаниям, его незаурядные ораторские способности и целеустремленность. Рассудительный мальчик мыслил как взрослый человек.
В 1932 году Магомед-Салам поступил на учебу в Дагестанский рыбный техникум. Он был всесторонне развит, интересовался как специальными дисциплинами, так и гуманитарными. К тому же умел распределять свое время таким образом, чтобы на все хватало сил. Его организаторские способности проявились в деятельности комсомольской ячейки техникума: он неизменно принимал участие во всех общественных мероприятиях, был в числе активистов.
Окончив техникум, он сделал выбор в пользу общественно-политической деятельности, понимая, что на этом поприще будет востребован и полезен людям.
«Это был первый опыт ответственной работы юного еще Магомед-Салама Умаханова, который стал проверкой и подтверждением его организаторских способностей, неподдельного авторитета и уважения, которым он пользовался у товарищей по работе и молодежи республики», – отмечает Почетный председатель Госсовета РД Магомедали Магомедов в своих воспоминаниях об Умаханове, вошедших в сборник с одноименным названием.
ДО И ПОСЛЕ ВОЙНЫ…
Умаханова пригласили на работу в Махачкалинский горком на должность заведующего отделом политучебы, затем на 15-й областной комсомольской конференции, состоявшейся в октябре 1937 года, М.-С. Умаханов был избран членом пленума обкома ВЛКСМ, а на первом организационном пленуме – кандидатом в члены бюро ВЛКСМ. Его авторитет среди молодежи и активность работы не остались незамеченными, время спустя Умаханов был избран секретарем Махачкалинского горкома ВЛКСМ.
«В октябре 1938 года двадцатилетний М.-С. Умаханов был призван в ряды Красной армии и посвятил без малого 10 лет своей жизни ратному служению Отечеству. Это были тревожные предвоенные и огненные годы Великой Отечественной войны, трудное послевоенное время. С первых дней вероломного нападения фашистской Германии и до победного завершения войны он занимал ответственные должности в войсках Центрального, Брянского, Прибалтийского и Белорусского фронтов, принимал участие в боях за освобождение Белоруссии, Прибалтики, Польши. Куда бы ни забрасывала М.-С. Умаханова суровая фронтовая жизнь, он храбро, не жалея себя, сражался против фашистов», – пишет Магомедали Магомедов об Умаханове. И здесь же говорится о том, что «одно из первых знамен Победы, водруженных над поверженным Берлином, было установлено группой разведчиков во главе с парторгом полка М.-С. Умахановым».
Подробнее об этом случае рассказано в монографии Мурада Бучаева:«22 апреля, выполняя задание командования полка и дивизии, т. Умаханов под артиллерийским и пулеметным огнем вместе с группой лучших бойцов вывесил Знамя Победы в районе Берлина, севернее Шенхольца». Этому событию предшествовали ожесточенные бои на подступах к Берлину, где капитан Умаханов проявил блестящий пример героизма, воодушевляя своим личным примером бойцов и командиров на подвиги, в результате чего батальон выполнил свою задачу. Документально подтвержденные факты свидетельствуют о том, каким мужественным характером обладал Умаханов.
«21 апреля 1945 года подразделения полка перерезали асфальтированную дорогу к Барцхолдау, преградив путь отхода противника по направлению к Берлину… Противник с крупными силами под прикрытием сильного артиллерийско-минометного огня и при поддержке самоходных орудий перешел в контрнаступление».
«Капитан Умаханов по заданию командира полка гв. подполковника Николаева, взяв две стрелковые роты, обойдя левее шоссе, зашел в тыл к противнику и посеял панику. … Преследуя сильного противника, подразделения полка вышли к пригороду Берлина – Шенхольц. Капитан Умаханов водрузил красное знамя над Панковом 23 апреля 1945 г. В районе замка Шенхольц значительными силами противник пытался блокировать командный пункт полка. С оружием в руках штабные работники отбивали атаку. В этом бою капитан Умаханов лично уничтожил большое количество фашистов и спас жизнь капитану полка гв. подполковнику Николаеву».
И таких примеров отваги и мужества из его биографии немало, правда, в советское время об этом не говорили вслух. Скромность, присущая истинному горцу, и время, в котором жил Умаханов, соотносились с тем, что героизм приравнивался к долгу. Об этом с чувством глубокого сожаления писал в книге, посвященной Умаханову, бывший главный редактор республиканской газеты «Дагестанская правда» Николай Комиссаров, приводя в пример землетрясение в Дагестане 1966 и 1970-х годах: «Огромные усилия прилагали по их быстрейшей ликвидации правительство республики, первый секретарь обкома партии М.-С. Умаханов. Дни и ночи он находился в самых тревожных точках, самых разрушенных селениях, поддерживая людей словом, решая сложные проблемы. Жаль, что тогда о подвигах руководителей было не принято писать в газетах. Знали об этом только люди, с которыми они общались, и журналисты. Даже о военных подвигах М.-С.И. Умаханова мы знали лишь то, что он участвовал в Великой Отечественной войне…»
«Он ни разу не похвалился личным героизмом, хотя награды свидетельствовали о многом, взять, к примеру, боевые ордена и медали “За освобождение Варшавы” и “За взятие Берлина”. Мы хорошо знали, с каким великим трудом штурмовались последние оплоты фашистов», – также отмечал бывший председатель Президиума ВС Дагестана Шахрудин Шамхалов.
С ЗАБОТОЙ О ЧЕЛОВЕКЕ
Забегая вперед, отметим, что в послевоенное время Умаханов занимал почетные высокие должности, однако в общении с людьми отличался простотой, независимо от статуса и положения собеседника. Николай Комиссаров, говоря об Умаханове, подчеркивал, с каким уважением он относился к работе журналистов и насколько правильно и объективно оценивал критические материалы. «Чего греха таить, критические выступления никогда и никому не нравились. Не все воспринимали их как помощь. Ухватившись за маленькую неточность, опровергали всю статью. М.-С. И. Умаханов учил кадры правильно строить отношения с печатью, использовать страницы газеты для улучшения организации дела, принципиально вовремя отвечать на критические статьи, о принятых мерах… Журналисты Дагестана по праву считали Магомед-Салама Ильясовича своим другом, наставником и опорой. И в этой оценке глубокий смысл и глубокая правда таланта руководителя республики».
Мастер спорта международного класса, чемпион Олимпийских игр Владимир Юмин особо подчеркивает, насколько внимателен был Умаханов к нуждам простых людей. Ему и самому пришлось обратиться со своей проблемой. Он жил в Каспийске, в общежитии, хотя на тот момент достиг немалых успехов на спортивном поприще. Узнав о жилищной проблеме Юмина, Умаханов сразу же позвонил в Совет Министров ДАССР, попросил внимательно разобраться и создать все условия не только ему, но и всем ведущим спортсменам республики. «Вскоре я, как и многие другие чемпионы, получил благоустроенное жилье. Это маленький штрих из деятельности руководителя республики. Но он говорит о многом: милосердии, заботе, внимании к простому человеку».
ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ
Возвращаясь к основным этапам биографии, отметим, что в послевоенное время боевой офицер Умаханов работал заведующим военным отделом, а затем отделом административных органов обкома партии. В 1952 году Магомед-Салам Ильясович был избран председателем Избербашского окружного исполкома, а несколько позже возглавил Министерство легкой и пищевой промышленности ДАССР. В 1954 году Умаханова избрали первым секретарем Карабудахкентского райкома партии. В короткий срок он смог вывести район в число передовых в республике по экономическим и социальным показателям.
В эти годы его потенциал руководителя был раскрыт в полной мере. Блестящий ум, ответственный подход к работе, новаторские идеи и умение реализовывать поставленные цели демонстрировали его незаурядный талант управленца, и что самое главное – он не сидел в кабинете, а находился среди людей, простых тружеников, с которыми беседовал, советовался, вникал в настоящее положение дел.
В 1956 году Магомед-Салама Умаханова назначили на высокий государственный пост председателя Совета Министров ДАССР. А спустя почти 10 лет в ноябре 1967 года его избрали первым секретарем Дагестанского Обкома КПСС. Закономерный итог огромного пути человека, посвятившего себя созидательному труду. Но это было только начало 15-летнего периода руководства Умахановым республикой, в течение которого получили развитие экономическая, социальная и культурная сферы Дагестана.
«В бытность М.-С. Умаханова первым секретарем обкома партии рекордных сборов достигли виноградари, выдвинув Дагестан на первое место в России по производству винодельческой продукции. Продвигалось развитие индустрии, в том числе и в виде филиалов головных заводов оборонной промышленности, открытых в горных районных центрах. Дало свои плоды интернациональное и военно-патриотическое воспитание. По инициативе М.-С. Умаханова в республике были открыты памятники и обелиски в честь борцов за Советскую власть» – говорится в воспоминаниях Шамхалова. Касаясь личности Умаханова, Шамхалов подмечает удивительную особенность его характера – несгибаемость и твердость духа: «Казалось, что трудности неизменно аккумулировали неуемную энергию Магомед-Салама Ильясовича. Он дотошно вникал в каждую мелочь, прислушивался к мнению окружающих, а уж потом принимал решение – единственно верное и обязательное к исполнению. Многим Умаханов казался излишне жестким руководителем. А он был просто нормальным человеком: в разной обстановке, встречаясь с разными людьми, он мог показаться радостным и удрученным, веселым и мрачным, добрым и сердитым, ласковым и строгим».
НЕЗАМЕНИМЫЕ УРОКИ
Благодаря книге воспоминаний об Умаханове сохранились не только факты биографии, но и личностное восприятие каждого из тех, кому довелось пересекаться с ним – по работе или в непринужденной обстановке.
Особо подчеркивает его роль в четкой и эффективной работе правоохранительных органов бывший председатель Верховного суда Дагестана Ахмед Пакалов.
«Мне часто приходилось докладывать ему об особо опасных преступлениях, совершенных на территории республики. Он очень близко, по-человечески воспринимал беду, постигшую даже незнакомых людей, и гневно реагировал на факты хищений, мошенничества… Он решительно пресекал попытки отдельных людей, особенно партийно-советского аппарата, вмешиваться в работу правоохранительных органов. Самые жесткие решения принимались им в этих случаях. Столь же сурово наказывались в партийном порядке руководители ведомств, предприятий и хозяйств, допускавшие даже малейшее нарушение закона. Магомед-Салам Ильясович был беспощаден к обману и очковтирательству. С гневом отметал он любые объяснения при попытке оправдать сделку с совестью», – пишет Пакалов.
Свои воспоминания он дополняет некоторыми фактами, характеризующими Умаханова как прекрасного человека и семьянина: «Он был уважительным, щедрым и открытым человеком, умел повеселиться и старался, чтобы и окружающие пребывали в отличном настроении. Он очень азартно играл в шахматы, возил с собой записи народной музыки и “потчевал” ею гостей, был ласков с женой и сыном… Я любовался отношениями в их семье».
Бывшему министру внутренних дел Дагестана, генерал-лейтенанту милиции Магомеду Абдуразакову довелось видеть Умаханова, когда в Дагестане внезапно началось землетрясение. Абдуразаков был потрясен невозмутимостью первого лица Дагестана, который не спешил покидать свой кабинет. Напротив, Умаханов в этот момент поднял телефонную трубку и принялся звонить в сейсмическую службу республики, выяснять, почему работники службы не прогнозировали толчок и не известили народ. «Это были незаменимые уроки для нас, настоящая школа опыта: как вести себя в экстремальных ситуациях, как, не теряя человеческого достоинства и порядочности, оставаться требовательными и принципиальными руководителями, добивающимися поставленной цели», – признается Абдуразаков.
Невозможно перечислить всех заслуг Магомед-Салама Ильясовича Умаханова. Он был превосходный хозяйственник, уделявший большое внимание развитию сельского хозяйства в республике. Под его непосредственным руководством в республике создавалась крупная энергетическая база, которая обеспечивала не только потребности республики, но и энергетический баланс Северо-Кавказского региона. Гордостью Дагестана стала Чиркейская ГЭС. Много сил и энергии он приложил, чтобы были начаты строительство Ирганайской и Миатлинской ГЭС. Большой толчок в развитии получили в годы его руководства республикой наука, система образования и здравоохранения. Но самое главное – это память, которую он оставил о себе.
Лариса ДИБИРОВА