Из рода Джеванширов

Воспоминания коллег и друзей об Орхане Джемале

 

Во вторник, 31 июля, в Центральноафриканской Республике (ЦАР) погиб известный военный журналист Орхан Джемаль. Он не раз был на Кавказе и, в частности, в Дагестане. Принципиально и честно отстаивал свою позицию и не боялся говорить правду в лицо. О том, каким он был и каким запомнился, – в материале «МИ».

 

ПОСЛЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ

Вместе с Джемалем погибли и его коллеги – Кирилл Радченко и Александр Расторгуев. Они снимали документальный фильм о частной военной компании «Вагнер».

Гибель съемочной группы подтверждена посольством России, миссией ООН в ЦАР, а также местными чиновниками.

Согласно основной версии, Джемаль, Радченко и Расторгуев оставили в ночь на понедельник автомобиль на блокпосту, когда ехали из столицы ЦАР Банги в город Сибю. В этот момент из засады выскочили вооруженные люди, расстреляли российских журналистов, оставив в живых только водителя, которого уже допросила полиция.

«Интерфакс» придерживается другой версии – основной целью убийства мог быть грабеж. Журналисты везли дорогостоящую технику и при себе имели 8 тысяч долларов.

Заместитель главного редактора ЦУР (Центр управления расследованиями. Проект Михаила Ходорковского. Именно они и заказали этот документальный фильм. – Прим. «МИ») Анастасия Горшкова
рассказала телеканалу «Дождь», что съемочная группа прибыла в ЦАР в субботу, 28 июля. На следующий день она отправилась на базу ЧВК «Вагнер», которая расположена в президентском дворце бывшего главы государства, диктатора Жана Беделя Бокассы. Их не пустили на территорию, потребовав аккредитацию местного военного ведомства.

В тот же день рядом с отелем двое полицейских потребовали и получили от журналистов взятку (около 100 долларов) за «незаконное использование съемочной аппаратуры».

В воскресенье группа должна была встретиться с так называемым «фиксером» (Фиксер – это распространенное в журналистской среде обозначение наемного координатора на месте событий. – Прим. «МИ») по имени Мартин, который и порекомендовал водителя для этой поездки.

Выезжать корреспонденты планировали в 7 вечера. Марселин Йойо, представляющий власти Сибю, рассказал СМИ, что предупреждал россиян об опасности ночных передвижений по стране. Он же выдвинул иную версию нападения: по его данным, перед убийством съемочную группу захватили в плен 10 человек, говорящих на арабском языке.

Спустя несколько суток стала известна и другая информация: заказчики фильма не смогли обеспечить безопасность своих журналистов, отправив их без прикрытия и «правильных» документов в страну, которая находится в состоянии гражданской войны.

 

НАПЕРЕКОР СУДЬБЕ И СТРАХУ

Журналист, телеведущий и общественный деятель Максим Шевченко рассказал «МИ», что его друг – Орхан Джемаль был абсолютно бесстрашным человеком, а еще – поэтом, мыслителем и настоящим мусульманином.

«Орхана я запомнил бесконечно храбрым, преданным, честным другом, в любое время готовым прийти на помощь или отозваться на звонок. Он был человеком, не знающим страха, в итоге это и погубило его. Он шел не оттуда, а наоборот, в ту сторону, где страшно. Орхан был справедлив и всегда вставал на сторону притесняемых. Он был на стороне униженных и оскорбленных, тех, кто находится под пятой несправедливости государства, беспредела спецслужб – и это отличало его от всех. Кроме того, Джемаль был мусульманином, его акыда (вероубеждение. – Прим. «МИ») была абсолютно безупречной. Об этом свидетельствовали многие мусульмане. И когда пройдут его похороны, безусловно, это будет джаназа, скорее всего, это будет Московская Соборная мечеть, день мы сообщим, но это будет либо воскресенье, либо вторник. Поэтому всех мусульман, а в Дагестане многие знали Орхана, его уважали даже противники, уважали именно за порядочность и за храбрость… В этот день всех добрых людей я призываю молиться за Орхана, где бы они ни были. Вот такой был Орхан. Кроме того, он был веселым московским парнем, образованным, очень начитанным, он был достойным сыном своего легендарного отца Гейдара, своего деда, благородного Джаида Джемаля. Он был из рода Джеванширов, карабахских ханов. Он жил как бек, благородный аристократ, и умер как бек – от пули, в бою. Поэтому, с одной стороны, очень горько, что Орхана больше нет и нельзя взять трубку, позвонить ему, сказать: “Как ты там? Давай заезжай!” С другой стороны, я испытываю чувство гордости за то, что я знал такого человека, что он был моим близким другом, и то, что он погиб смертью, о которой мечтает каждый мужчина – смерть от пули, смерть наперекор судьбе, смерть наперекор страху. Я отговаривал Орхана от этой командировки, честно скажу. Говорил ему все, что вам сейчас говорил: “Ну, куда вы едете? Вы будете заложниками чужой игры! Вы не сможете контролировать ситуацию, это крайне опасно. Вас может убить кто угодно. Абсолютно всем будет выгодна ваша смерть”. Вот так ему дословно я и сказал. Но Орхан был Орхан – чем страшнее ему обрисовываешь ситуацию, тем сильнее он загорался желанием поехать. И он помчался туда… Ну, каждому своя судьба. Как говорится, все мы от Создателя и к нему наше возвращение», – поделился Шевченко.

 

«ОН МОГ ВЫБРАТЬ ЗОНУ КОМФОРТА, НО НЕ СТАЛ…»

Адвокат и ведущий на радиостанции «Эхо Москвы – Махачкала» Расул Кадиев вспоминает Орхана Джемаля как человека мужественного и называет особым явлением в военной журналистике.

«Это был уникальный с точки зрения журналистики человек. Боевой, военный корреспондент, он не был клавишным, сидящим в офисе редактором, который постит с других сайтов какие-то вещи. Он сам ходил в зоны боевых конфликтов: это был и Дагестан, и Афганистан, Южная Осетия в 2008 году, Восток, Донецкая и Луганская Народные республики. По большому счету он мог остаться в зоне комфорта: как некоторые полевые репортеры, принимающие одну из сторон конфликта. Но это уже не журналисты, а пропагандисты. Орхан Джемаль не выбирал: он был и в плену отряда “Азов”, у него были проблемы и с ДНР. Это такой своеобразный профессиональный, мягко говоря, некомфортный выбор. Что касается Дагестана, здесь он оставил свой след в своеобразной борьбе, когда написал про расследование дела убийства главного редактора “Черновика” Хаджимурада Камалова. За это он в судебном порядке пострадал от “героя” своей колонки – чиновника, которого он подозревал в убийстве (кстати, сейчас он находится под следствием). Это говорит о многом. Его вспоминают как человека, который защищал свое журналистское сообщество. И Максим Шевченко, и другие журналисты вспоминают, что с ним все чувствовали себя намного увереннее. Опасная работа была для него как наркотик. Для Дагестана он сделал многое, чтобы было понятно, что это такое – вооруженное сопротивление с боевиками. Сохранилось много его материалов и личных рассказов. Он не был скупым на рассказы: помню, говорил мне пофамильно, в деталях… как врачи рассказывают о болезни. Многие утверждают, что ему нравилась война… я пересматривал репортажи и не могу это подтвердить. Особенно после ранения в Ливии видно было, как у него изменился почерк. Он стал более степенным, тем не менее его рассказы и репортажи стали острее и проникновеннее. Он выбирал слова, чтобы задеть, поднять проблему. Повторюсь, он бы мог получать большие деньги, ему были бы везде открыты дороги, ходил бы на телевизионные шоу. Но он этого не делал, это был его выбор. Это финансово и морально тяжело – оставаться независимым. Бывают разные люди: я вот, например, не люблю оружие, а вот Орхан понимал, знал его. И вот это состояние, когда ты находишься в зоне конфликта и не берешь в руки оружие – это и есть гражданское мужество», – считает адвокат.

 

«ОН ОСТАЕТСЯ С НАМИ»

Учредитель газеты «Черновик» Магди Камалов
говорит об Орхане Джемале как о ярчайшем примере репортажной журналистики.

«Орхан открытый, доступный человек, никогда не переходил на диалог: “Я знаю и точка…”. Он всегда обосновывал свою позицию, мнение и слышал позицию оппонентов.

Всегда по краю обрыва, по лезвию бритвы: Афганистан, Ливия, Сомали, Донбасс, Южная Осетия.

Ирина (супруга Орхана) спасла его ногу от ампутации после ранения в Ливии. Несколько лет мучительных болей, реабилитации. И снова с головой в работу. Ярчайший пример мировой репортажной журналистики. Не могу написать “был”. Он остается с нами».

Вспоминает добрым словом свое знакомство с Орханом и главный редактор «Махачкалинских известий» Расул Хайбуллаев: «Мое первое знакомство с Орханом состоялось еще в период работы в “Черновике”. Я был тогда, то ли спецкорреспондентом, то ли заместителем главного редактора. Представил его сам Гейдар Джемаль, с которым мы уже были знакомы и достаточно плотно общались. Вообще, это была одна компания единомышленников: Максим Шевченко, отец и сын Джемали, Ирина Гордиенко (супруга Орхана), Руслан Курбанов… Потом я пересекался не раз с Орханом будучи пресс-секретарем Президента РД. Вспоминаю даже эпизод, когда, проезжая с правительственным кортежем через Унцукульский район (а это было неспокойное время, экстремистами были убиты двое глав района), увидел двух бородатых людей с рюкзаками, шагающих в сумерках в сторону аула Гимры. Тут же мне на мобильный позвонил тогдашний глава республики и сказал, что, по его мнению, он только что увидел Орхана. Это на самом деле был Орхан… Приехав в республику, он не попросил, как это было принято, сопровождения, а отправился в один из самых проблемных на то время регионов Дагестана, чтобы на месте, изнутри изучить ситуацию. Мы не были большими друзьями, но относились с уважением друг к другу… Помню, что на одном дыхании прочитал его “Хронику пяти дней” о рейде Ямадаевского “Востока” по грузинским тылам. Вообще, это был человек величайшего мужества: мужского, профессионального (журналистского). Нонконформист. Как и его отец. Республика потеряла еще одного своего пылкого сторонника, яркого представителя рода Джемалей…»

 

Шуана МАГОМЕДОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам