Власти Махачкалы взялись за наведение порядка в наружной рекламе города
Наружная реклама в столице Дагестана – это сегмент, где заказчики и изготовители явно лишены чувства меры, вкуса и стиля. Плохо оформленная, а зачастую неграмотная и пошлая, она смотрит на жителей города со всех столбов, фасадов, заборов, растяжек и указателей.
Здания салонов красоты, стоматологий, магазинов одежды, гастрономов, супер- и гипермаркетов вместо обычных вывесок пестрят «простынями», на которых расписан весь ассортимент их услуг и товаров. А еще «шаурменные» и «куры-гриль», изощренно обклеивающие свои будки рекламой, «кричащей» на прохожего с расстояния нескольких метров.
Все это безобразие зачастую размещается без заключения договора и согласования с мэрией города, а значит, Махачкала от этой рекламной самодеятельности не получает в казну никаких денег, лишь изуродованный внешний облик.
РЕКЛАМА В ОДНОМ СТИЛЕ
На прошедшем в начале августа заседании Совета по архитектуре и градостроительству при Главе Дагестана эта проблема, в частности, была затронута. Выступая тогда, врио председателя Комитета по архитектуре и градостроительству РД Незир Гусейнов коснулся вопроса необходимости упорядочения рекламной деятельности на территории Махачкалы, предложив в целях ее систематизации разработать новые правила размещения информационных конструкций и вывесок на зданиях. В правилах будет подробно расписано, какие конструкции, какого размера и каким образом можно будет размещать. И, стоит отметить, первые шаги в работе по наведению порядка в наружной рекламе города уже начались. Ранее существовавшие Управление торговли, потребительского рынка и предпринимательства и Управление по делам наружной рекламы, информации и оформления города в настоящее время объединены в одно – Управление торговли, предпринимательства и рекламы. На прошлой неделе начались совместные рейдовые мероприятия объединенного Управления с Управлением архитектуры и градостроительства администрации Махачкалы по выявлению рекламных конструкций: баннеров, вывесок, растяжек, установленных с нарушением закона.
Как рассказал в комментарии «МИ» начальник отдела по пресечению незаконной торговли Управления торговли, предпринимательства и рекламы администрации г. Махачкалы Ислам Кафланов, рейдовые мероприятия было решено начать с центральных улиц города. Так, в настоящее время уже проинспектированы проспекты Гамзатова, Гамидова, улица Булача (до развлекательного комплекса «Синема Hall»)… «На проспекте Шамиля от “1000 мелочей” до Троллейбусного кольца полностью сняли бегущие строки, рекламу со столбов», – рассказывает собеседник «МИ».
По словам Ислама Кафланова, реклама сразу не демонтируется. Сначала выдаются предписания и уведомления с просьбой явиться в Управление для выяснения, согласовано ли с мэрией размещение рекламы, и только по истечении срока выданных предписаний проводится демонтаж рекламы.
В дальнейшем работа будет выстроена согласно регламенту, отмечает специалист. К примеру, на фасаде здания слово «Аптека» должно быть размещено отдельными буквами, а не написано на целом коробе. И таких правил много.
Несанкционированная реклама, подчеркивает Ислам Кафланов – это все то, что установлено и размещено без заключения договора с Управлением торговли, предпринимательства и рекламы (ранее – Управление по делам наружной рекламы, информации и оформления города. – Прим. «МИ») и без согласования с Управлением архитектуры и градостроительства.
«Нет договора – нет рекламы», – объясняет специалист.
Начальник отдела по пресечению незаконной торговли также согласен, что делать акцент на эстетику – нужно. «Хочется, чтобы был опрятный вид, и не только на центральных улицах, чтобы, как в других городах и столицах, реклама на улицах Махачкалы размещалась в одном стиле, в одной цветовой гамме и одних размеров. Там реклама идет в одном формате, А у нас, допустим, высота одного короба полметра, а другого – 30 см, и они уже не соответствуют друг другу. Надо довести это до сведения всех предпринимателей, собственников магазинов и торговых центров, чтобы реклама была адекватной», – считает Кафланов.
БЕСПОРЯДОЧНОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ, ПРИМИТИВНОСТЬ
На приглашение «МИ» обсудить эту тему, отозвалось немало участников популярной дагестанской группы «Дагестан Online» в социальной сети Facebook. Как выяснилось, махачкалинцы испытывают мало восторга от происходящего в «рекламной индустрии» города.
Присутствие грамматических ошибок, пошлость, примитивность, беспорядочность, обилие агрессивной цветовой гаммы, отсутствие единого стиля, эксплуатация религиозного тренда, беспорядочность и ее огромное количество – то, что перечислили горожане среди моментов, раздражающих их в наружной рекламе, размещенной в Махачкале.
«Откровенно пошлой рекламы много, и я далеко не о девушках в белье. Именно текстовая реклама часто очень пошлая, двусмысленная», – комментирует Шамиль Зулкарнаев.
«У нас за рекламой не видно бывает ни зданий, ни зелени, когда идешь по городу. Мелькают только щиты», – констатирует Валиде Мали.
«Как-то увидел рекламу, там типа “эта квартира по зубам”, или название магазинов “Шарк” (акула) и тому подобное с расчетом на инфантильных люмпенов», – поделился своим мнением Murad Sayfuddin.
«Рекламные щиты незаконные, установлены без утвержденной схемы размещения, они также опасны для жизни, висят прямо над машинами и пешеходами, неся собою смертельную угрозу при падении, часто закрывают обзор, видимость дороги, архитектурно-ландшафтную красоту в городе. Надо, как в Москве, все щиты вывезти за город, пусть на пригородных трассах висят, они там точно никому не мешают», – считает Халил Халилов.
«Раздражает все! Эта пестрящая реклама, по нескольку вывесок на стенах каждого дома! Чувство такое, что я попала на базар. Сплошное безобразие! Во многих случаях эта реклама неграмотная. Едешь, смотришь – глаза разбегаются, до того ее много! Это давит на мозг и весь организм! Не верится, что такой может быть столица республики», – рассказывает о возникающих у нее чувствах Патимат Алиева.
«Реклама в основном дешевая. Преобладают синий, красный цвета. Нет стиля. На одном пространстве три разных цвета и шрифта. Все на уровне 90-х по сей день», – отмечает Басира Шамхалова. По мнению пользовательницы Facebook, за все, что касается рекламы, внешнего вида здания, цвета и облагораживания окружающего пространства должна отвечать администрация города.
БОРЬБА БЕЗ «ТОКСИЧНЫХ» МЕТОДОВ
Заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы Иса Магомедов в комментарии «МИ» отмечает, что до сих пор полномочия по согласованию рекламных вывесок для последующего размещения были закреплены за управлением рекламы города, это было прописано в их регламенте. Сама процедура, установленная регламентом, предусматривала, что при обращении граждан в Управление рекламы для согласования вывески, оно должно было готовить паспорт вывески и направлять его на согласование с Управлением архитектуры и градостроительства.
«За предыдущие годы ни один паспорт вывески к нам на согласование не поступал. Проблема была в неправильном выстраивании работы»,
– поясняет Иса Магомедов. Сейчас мы снова вернулись к этому вопросу и обозначили проблему. Для ее решения все необходимое уже есть, а именно требования к наружной рекламе, которые уже давно прописаны в специальном Положении. Согласно требованиям этого Положения можно просто снимать рекламные вывески, которые не соответствуют им, до приведения в соответствие», – отмечает замначальника Управления архитектуры и градостроительства мэрии Махачкалы.
По словам чиновника, город поделен на два типа улиц – исторические и все остальные, второстепенные. На центр распространяются особые требования к рекламе. В этих целях, помимо существующего Положения, Управлением архитектуры составлен наглядный каталог с инфографикой, чтобы все видели, как можно размещать рекламу и как нельзя.
Несмотря на то, что рейды уже начались, и в дальнейшем работа в этом направлении будет более серьезная, Иса Магомедов подчеркивает, что администрация города не заинтересована в «токсичных» методах.
«Для начала мы решили все проанализировать и действовать будем конструктивно. Сейчас мы наблюдаем, что 70-80% рекламы, размещенной в городе, не соответствует требованиям законодательства. Управление торговли, предпринимательства и рекламы имеет право ее демонтировать, но для начала мы хотим провести разъяснительную работу, потому что радикальные меры будут похожи на токсичные. Мы вдруг “проснулись” и теперь все снимаем – так тоже нельзя. Мы прошлись по улицам, поговорили с людьми, указали на какие-то позиции. Дальше уже будут предписания, профилактика, общение. Нужно использовать более лояльные методы», – заверил заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы.
Бэла БОЯРОВА