«Талкин» – действие-сунна в отношении умершего совершеннолетнего мусульманина.
«Талкин» в отношении усопшего – это обряд, проводимый у изголовья могилы мусульманина после его захоронения. Обряд «талкин» проводится в двух случаях. 1. Если человек находится при смерти. Умирающему в ненавязчивой форме напоминают о необходимости произношения свидетельства единобожия. Это является сунной. И если последними его словами будут «ля иляха илляллах», это сохранит его вероубеждение. Имам ан-Навави
сказал: «Когда вы навестите умирающего, то напомните ему слова шахады “ля иляха илляллах” для того, чтобы они были его последними словами; постарайтесь снять его печаль, душевное переживание и затем закройте ему глаза». Если же мусульманин умрет без «талкина» и не произнесет шахады, это не означает, что он не из праведных. У всех, кто следует пути Аллаха и шариату и умрет с этим, есть надежда получить соответствующее воздаяние, особенно если многие люди будут свидетельствовать о нем положительно. 2. Чтение «талкина» на могиле умершего. После того как в могилу положат тело совершеннолетнего и засыплют его землей, собравшимся желательно (сунна) оставаться там некоторое время и читать «тасбит» и «талкин». Тот, кто читает «талкин», садится перед могилой со стороны киблы так, чтобы оказаться напротив лица умершего. «Талкин» является желательным действием. Решения ученых относительно чтения «талкина» для умершего, находящегося в могиле, различны, однако все они считают его желательным действием. Имам ан-Навави, на мнение которого чаще всего опираются в мазхабе имама аш-Шафии, в своей книге «Аль Азкар» пишет следующее: «Что касается чтения “талкина” над телом умершего после его захоронения, то большое сообщество ученых нашего мазхаба посчитало это желательным действием (мустахабб). К числу тех, кто высказался, утверждая его желательность, относятся аль-Кази Хусайн, аль-Мутавали, аль-Макдиси, ар-Рифаи».
В качестве довода ученые используют хадис Пророка (с.а.с.), который приводят ат-Табарани и Абдуль-Азиз аль-Ханбали от Абу Умамата аль-Бахили. В нем сказано (смысл): «Когда я умру, то сделайте в отношении меня то, что повелел нам Посланник Аллаха (с.а.с.) в отношении наших умерших. Посланник Аллаха (с.а.с.) повелел нам: “Когда умрет кто-то из ваших братьев, и вы разровняете землю на его могиле, пусть один из вас встанет у его изголовья и затем скажет ему: “О такой-то, сын такого-то!” И он действительно будет слышать вас, но не ответит. Затем пусть он скажет: “О такой-то, сын такого-то!” Тогда он (тот, кто в могиле) скажет: “Наставь нас и да смилостивится над тобой Аллах”, однако вы этого не почувствуете. Пусть он скажет: «Упомяни то, с чем ты покинул мир, – свидетельство, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – его раб и Посланник (с.а.с.), и что ты доволен Аллахом как Господом, исламом – как религией, Мухаммадом (с.а.с.) – как Пророком и Кораном – как имамом, и т. д.». Имеются и другие доводы в подтверждение того, что мертвые слышат живых. К ним относятся слова, сказанные Пророком (с.а.с.) о многобожниках, убитых в битве при Бадре (смысл): «Клянусь Тем, в чьей воле душа Мухаммада (с.а.с.), они (убитые многобожники) не хуже вас (живых мусульман) слышат то, что я говорю». Сподвижники, а после них табиины и после во все века ученые практиковали «талкин» – в книгах по фикху упоминается, что они читали его.
Чтение «талкина» над несовершеннолетними. Над телом умершего, не достигшего совершеннолетия, «талкин» и «тасбит» не проводят. В отношении него существуют четыре коллективные обязанности (фарз кифаят): обмывание, заворачивание в саван, совершение заупокойного намаза и захоронение. По нему не раздают милостыню и не делают каких-либо других благих деяний, которые обычно делают в случае смерти совершеннолетнего человека. Причиной этого является то, что на несовершеннолетнего не возлагается соблюдение предписаний в виде намаза, поста, хаджа, кроме закята. Закят возлагается на его имущество. По исламу он является одним из обитателей Рая. Это касается и умалишенного. Если же после того, как умалишенный достиг совершеннолетия, и его разум хотя бы на короткое время возвращался к нему, а затем он лишился его, и разум больше не возвращался, то после его смерти за его душу можно делать все, что принесет ему пользу в Ахирате. После завершения чтения «талкина» желательно всем встать, повернуться в сторону киблы и одному из присутствующих прочитать мольбу «Тасбит», а остальным говорить «Амин».
МНЕНИЕ ИМАМОВ ЧЕТЫРЕХ МАЗХАБОВ О ЧТЕНИИ «ТАЛКИНА»
Большинство ученых-богословов считают чтение «талкина» после захоронения покойного сунной. Имам Ахмад и некоторые алимы не порицали и разрешали читать «талкин». Часть сподвижников имамов аш-Шафии и Ахмада посчитали это сунной. Алимы мазхаба имама Малика и некоторые другие посчитали это порицаемым. В любом случае, чтение «талкина» считается полезным. Из достоверных хадисов известно, что покойник в своей могиле слышит речь и звуки сандалей, покидающих его могилу. Поэтому нам велено произносить «салам» покойникам. Пророк (с.а.с.) сказал: «Каждому, кто лежит в могиле, если проходящий мимо произнесет “салам”, Аллах вернет душу в тело, чтобы он ответил на приветствие». Поэтому рекомендовано и умирающему, и покойнику после захоронения читать «талкин».
СПОРЫ И РАЗНОГЛАСИЯ
В некоторых населенных пунктах вопрос о похоронном шествии, сопровождающемся громким зикром, вызывает споры и разногласия. В связи с этим имам ан-Навави сказал: «Ты знай, что правильный путь – тот, на котором стояли праведные предшественники. Когда несете покойника на кладбище, идите спокойно; будь то зикр или Коран, либо что-то другое – не произносите громко, лучше, если будете идти молча, в размышлениях о смерти и покойнике. Молчание в состоянии размышления о смерти, представлении Судного дня требует от нас шариат. В связи с этим в хадисе говорится: “Аллах любит молчание в трех местах: возле читающего Коран; при наступлении на врага; возле покойного. Поэтому считается порицаемым повышать голос тому, кто сопровождает покойника на кладбище, если даже читает Коран или зикр. Если кто-либо захочет читать их, то пусть читает тихо, шепотом, в соответствии с сунной Пророка (с.а.с.)». В книге «Нихаяту аль-мухтадж» пишется, что после того, как тело уложат в могилу, нет никаких других действий, таких как поминание Аллаха (зикр) или же оглашение азана в могиле, при совершении которых считалось бы, что выполнили желательное действие (сунна), хотя за поминание они и получат вознаграждение. Также пишут, что это не является требуемым обрядом по исламу. Ученые-богословы, в том числе и Ибн Хаджар аль-Хайтами, установили, что оглашение азана, когда тело кладут в могилу, является нововведением (бид’а).
Магомед Магомедов, сотрудник канонического отдела Муфтията РД