К предисловию напрашивается предлог «к», который должен увести в таинство художественного воспроизведения действительности. Но иногда лучше оставить место для интерпретации, она богаче по краскам, чем вымученные слова, переходящие из текста в текст.
«Предисловие» – это выставка дипломных работ художников, выпускников Дагестанского художественного училища им. Джемала – мастерской Натальи Савельевой, известного художника как в Дагестане, так и за его пределами. Возможно, это один из тех немногих случаев, когда талантливый живописец любит раскрывать свои секреты молодым ученикам, выражая себя в педагогической работе так же ярко и сочно, как и в своих творческих произведениях.
Дипломные работы, представленные публике в Театре поэзии, вопреки бытующему мнению, не носят черты подражательства наставнику. Наверное, каждый из молодых талантов нашел свой путь, хотя стремление работать с красками так же смело и жизненно выдает в бывших студентах ярых единомышленников своего учителя. А еще брать сюжеты из повседневности и воссоздавать на холсте – «Ккурч», «Утро в порту», «Август. Хлеба» – просто описывая красками философию жизни, да так, что душа радуется.
О процессе «выращивания» художников в комментарии «МИ» рассказала Наталья Савельева: «Это такая сложная вещь. Дети приходят настолько еще неуверенные в том, что они будут делать и чем заниматься, а некоторые – талантливые, но с совершенно нулевой подготовкой. Только на третьем курсе бывает понятно, что студент может и останется ли он в профессии, или это все-таки не его. Есть и те, кто себя активно не проявляет, что-то там мажет, а потом смотришь, а они потихоньку начинают творить. Так что это очень сложный процесс».
Савельева присматривается к своим ученикам, «если что-то по стилистике мелькает у студента, напоминающее мне интересного художника, я приношу альбом с его произведениями, или в интернете нахожу, и мы смотрим, разбираем, говорим – о приемах, о стилях».
Она не «давит» на детей своим авторитетом, но иногда живой пример лучше всяких слов. «Стараюсь не говорить о себе, но я могу работать на уроке: занимаюсь графикой или что-то пишу, а они смотрят. Я считаю, это полезным, потому что одно дело, когда ты объясняешь, а другое, когда работаешь сам, и это видно в процессе», – рассказывает Наталья, при этом художник не исключает, что ученики стремятся подражать ей, и ничего плохого в этом не видит, «потому что это тоже какой-то этап роста, развития, естественно, потом они придут к своему выразительному языку. Не могу сказать, что я самый худший вариант для подражания (смеется), поэтому не так это страшно. Мастерская педагога несет в себе единую стилистику. А без этого как? Ты же учишь детей тому, что сам умеешь, что сам знаешь и как чувствуешь. Как нужно эту вещь подать, раскрыть, какие темы достойны того, чтобы изображать, а какие на грани дурновкусия…»
Отбор на выставку проходил серьезный, волевым решением Савельевой было оставить только работы дипломников. «Изначально было желание выставить и свою новую работу, и свою графику, добротные учебные семестровые вещи, но, к сожалению, места было мало, и мы решили представить только дипломные работы. Ведь они нечасто светятся. Посмотрела комиссия, человек 20-30 зрителей, и все – работа уходит в музей, хранилище и, может быть, выплывет где-нибудь на учебных выставках, а больше ее никто и не увидит. У нас сложно учиться, не каждый выдерживает, это достаточно тяжелый труд, поэтому хотелось, чтобы это был праздник именно тех ребят, которых мы выпустили», – рассказывает она.
Отвечая на вопрос, что вы чувствуете, когда ваши ученики бросают искусство и находят себя в других сферах, Савельева признается: «Вообще если студент подавал большие надежды, то наступает разочарование… Но, наверное, среди художников остаются те, кто действительно хочет им быть. Зачем нам пена, если нужна глубина?»
Лариса ДИБИРОВА