Должен ли мусульманин, согласно исламу, соблюдать Правила дорожного движения?
Известный шафиитский ученый-богослов Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Движущийся по дороге человек (пешеход или водитель) обязан остерегаться необычного и неестественного. Например, нельзя быстро скакать по глинистой дороге или в местах скопления людей. А если он нарушит установленные правила, то обязан компенсировать последствия» («Тухфат аль-мухтадж», т. 9, с. 205).
Далее Ибн Хаджар аль-Хайтами в этой же книге пишет: «Нам предписано остерегаться порчи имущества».
Ученый-богослов Абдулхамид аш-Ширвани в своих субкомментариях дополнил: «Следовательно, порча имущества запрещена» («Хашия Тухфат аль-мухтадж», т. 4, с. 244).
Также Ибн Хаджар аль-Хайтами в том же труде пишет: «В шариате средства расцениваются как цели, к которым приводят эти средства. То есть, если то, к чему нас приводит определенное средство, запретно, то запретно и само средство» («Тухфат аль-мухтадж», т. 7, с. 210).
Поэтому езда, приводящая к порче имущества, является запретной.
Есть целый ряд аятов священного Корана и хадисов, запрещающих бесцельно рисковать жизнью и призывающих верующих быть ответственными.
Всевышний Аллах в священном Коране сказал (смысл):
«И не бросайте самих себя (по собственной воле) в погибель (в опасность)…» («аль-Бакара», аят 195).
А также хадис Пророка (с.а.с.) гласит: «Не причиняй вреда ни себе, ни другим» (аль-Хаким, аль-Байхаки).
В другом хадисе говорится: «Истинный мусульманин – это тот, от вреда языка и деяний которого застрахованы, т.е. защищены другие» (аль-Бухари, Муслим).
Заключение:
• Правила дорожного движения установлены для того, чтобы люди могли передвигаться по дорогам, не подвергая опасности не только чужие, но и свои жизнь, здоровье и имущество. Поэтому соблюдение Правил дорожного движения относится к сопровождающим целям достижения порядка в общественных местах.
• Согласно шариату все пешеходы и водители обязаны соблюдать установленные Правила дорожного движения, не подвергая себя опасности и взысканию штрафов.