В России социальные сети появились сравнительно недавно, но сразу завоевали огромную популярность. Виртуальная коммуникация породила особый язык – язык виртуального общения. Этот язык стал постепенно перебираться в нашу повседневную жизнь. В настоящее время проблема чистоты современного русского языка стоит остро, потому что речевая свобода, с одной стороны, благо для языка, с другой – дозировка «коверкания» речи приводит к языковой «распущенности». Мне совсем не безразлична судьба «великого и могучего» языка, поскольку сама преподаю в школе русский язык и литературу.
Общаясь в социальных сетях, я заметила, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.
Внедрившись в чат, часто посещаемый подростками, я проанализировала влияние интернет-общения на грамотность школьников. Лексикон «сетеяза», конечно, оставляет желать лучшего. Путем суффиксации, префиксации образуются слова: «аватарка» или «авчик», «листалка», «училка», «загуглить», «выгуглить»; с помощью усечения: «инфа», «прога»; за счет подражания детскому лепету: «пасиба», «я тя лю», «канефна». Ну и не могу не обратить внимания на новые звукоподражательные слова: «бульк-бульк»(пью), «хм, хе-хе» (скучаю), «чмок-чмок» (целую).
О количестве времени, которое подросток проводит в интернете, можно сказать следующее: «до 3 часов в день» – 82% опрошенных, 15% проводят до 6 часов в сутки; от 6 часов – 3%. Именно столько времени подросток находится в отрыве от живого общения.
Таким образом, общение в социальных сетях является не просто увлечением, но и становится образом жизни подростка. Из этого вытекает множество проблем, одна из которых негативное влияние социальных сетей на речь учащихся.
Чтобы проверить, влияет ли интернет-сленг на грамотность учащихся, я вместе с двумя ученицами провела соцопрос «Ликвидация безграмотности»: ученикам лицея №5, а также подросткам, гулявшим в парке, предстояло исправить ошибки в переписке школьников. Из 30 опрошенных учащихся 5-8-х классов с заданием на «5» справилось только 7 учеников, на «4» – 9 учеников, на «3» – 9 ученика, на «2» – 5 учеников. Мне стало интересно, как на изучаемую мною проблему смотрят взрослые люди, и я опросила прохожих в парке. Результат меня обрадовал: и студенты, и пожилые люди (28 человек из опрошенных 30) считают, что с проблемой безграмотности в соцсетях однозначно надо бороться.
По моему мнению, в учебнике русского языка необходимо создать новый раздел «Речевой этикет в социальных сетях». Для учащихся лицея №5 я создала такую брошюрку. Учителя русского языка лицея №5 реализовали на практике мой теоретический материал. Эксперимент прошел успешно: учащиеся с энтузиазмом выполнили упражнения, убедились, что необходимо соблюдать речевой этикет в интернет-коммуникациях и обещали, что теперь будут следить за своей речью.
Мне страшно за юных пользователей социальных сетей: ведь невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью «сетеяза». Смогут ли они потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно, без сокращений и многочисленных смайлов? Надеюсь, что посредством нашего контроля речевого этикета в социальных сетях школьники перестанут писать «ку-ку» вместо «привет».
Алина Рефиева,
учитель русского языка и литературы, лицей №5,
г. Махачкала