К какому виду деятельности, согласно исламу, относится хиджама, и можно ли за нее брать деньги?
Магомед Абдуллаев, пос. Н. Хушет
Деятельность хиджама (человек, проводящий процедуру кровопускания) относится к «фарзуль кифаят», т. е. к коллективной обязанности мусульман, выполнение которой определенным количеством людей освобождает от ответственности остальных. Это такие обязанности, как медицина, строительство больниц, вынесение фетв, заупокойная молитва, и т. д.
Имам аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» относительно этого пишет: «К коллективным обязанностям относятся такие профессии и ремесла, как торговля, швейное дело, хиджама и т. д. » [См.: Мугни аль-Мухтадж, т. 4, с. 281].
Ученые-богословы шафиитского мазхаба относительно заработка хиджамой сказали следующее.
Имам аль-Харамайн в своей книге «Нихаят аль-Матлаб» пишет: «Заработок того, кто занимается кровопусканием, считается дозволенным. Если бы при острой нужде людей в этом такая деятельность была бы запретной, то это привело бы к очень плохим последствиям».
Далее он пишет: «Зарабатывать хиджамой дозволено, но человеку не следует стремиться к такому заработку, имея возможность зарабатывать другим способом» [См.: Нихаят аль-Матляб, т. 18, с. 216-217].
Имам ибн Руфг’а, да будет доволен им Аллах, в своей книге «Кифаят ан-Набих» пишет:
«Нежелательными профессиями считаются те, в которых предполагается контакт с нечистотами. Это ремесло хиджама, мясника, метельщика садов или мест, где есть нечистоты» [См.: Кифаят ан-Набих, т. 4, с. 245].
Однако согласно мазхабу имама Малика в этом вопросе нет даже нежелательности. Ученый маликитского мазхаба Абу Валид аль-Баджи в своей книге «Аль-Мунтака шарх аль-Муватта» пишет следующее: «Что касается оплаты труда хиджама, то она дозволена» [См.: Аль-Мунтака шарх аль-Муватта, т. 7, с. 298].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Согласно мазхабу имама аш-Шафи’и хиджама является фарзуль кифаятом — коллективной обязанностью. Тем не менее зарабатывать хиджамой человеку нежелательно. Причина нежелательности в том, что он контактирует с нечистотами, в данном случае с кровью.
• Согласно мазхабу имама Малика в таком заработке нет нежелательности.
Отдел фетв Муфтията РД