Как будет лучше давать милостыню (садака): скрытно или открыто, и какая милостыня ценна перед Всевышним?
Ибрагим Абакаров, г. Махачкала
Имам Хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет следующее: «Отдать милостыню скрытно ценнее, чем открыто, поскольку на это указывает аят Священного Корана (смысл): “Если вы даете милостыню [искренне и бескорыстно] открыто [так, что об этом узнают и другие, намереваясь быть примером для других], то это хорошо. А если скроете [сделаете благое деяние тайно] и подадите бедным, то это еще лучше”» (Сура аль-Бакара, аят 271) и подчеркивается в хадисе в двух достоверных сборниках (имама аль-Бухари и имама Муслима),
где говорится о семерых, которых Аллах укроет под тенью Его ‘Арша. На это указывают слова Посланника Аллаха (с.а.с.): «… и тот, который дал милостыню и скрыл это от людей так, что его левая рука не знала, что подавала правая. Однако, если дающий милостыню из числа тех, за кем следуют и с которого берут пример другие, и он дает милостыню открыто с намерением, чтобы за ним последовали другие, без показухи в деяниях и жажды славы, то давать милостыню открыто ему лучше».
«Давать милостыню в месяц Рамадан ценнее, чем в другом месяце, поскольку на это указывает хадис, который передал имам ат-Тирмизи от Анаса, что, Посланника Аллаха (с.а.с.), спросили: „Какая милостыня самая ценная?” Он ответил: „Лучшая милостыня та, что дают в месяц Рамадан, поскольку бедные люди ослабевают от поста и не могут работать ввиду его соблюдения”.
Очень желательно давать милостыню в такие благодатные дни, как первые десять дней зуль-хиджы и праздничные дни (Курбан-байрам и Ураза-байрам). Также в таких священных местах, как Мекка и Медина, во время войн, хаджа и при важных событиях, как затмение солнца, при болезни и сафаре (путешествии)».
Далее он приводит слова имама аль-Азра’и: «Из этого не следует, что пожелавшему, к примеру, в месяц Раджаб или Шабан соблюсти сунну, раздавая милостыню или совершая добрые дела, лучше ждать до рамадана или же каких-то благоприятных дней. Напротив, дать милостыню сразу, несомненно, ценнее. А смысл этих слов в том, что милостыня в месяц Рамадан или в значимые дни приносит больше вознаграждения, нежели милостыня, отданная в другие дни».
«Также предпочтительнее отдать милостыню родственнику, ближайшему по родству, затем менее близкому и так далее, даже если они будут из тех, кого надо обязательно обеспечивать по исламу, чем постороннему или дальнему родственнику, поскольку на это указывают слова посланника Аллаха, (с.а.с.): “Милостыня, поданная бедняку, — просто милостыня, а милостыня, поданная родственнику, — милостыня и поддерживание родственных уз…”. Также имам ан-Навави передает, что есть единогласие (иджма’) касательно этого вопроса.
Отдать милостыню самому враждующему родственнику с целью склонить его сердце к себе лучше, чем отдавать другим родственникам, поскольку тем самым подающий избежит показухи и подавит свое эго». (Передал имам ат-Тирмизи и посчитал его хорошим (хасан), а имам ибн Хиббан
достоверным (сахих).
Далее он пишет, что имама аль-Ханати
спросили:
«Кому из родственников предпочтительнее дать милостыню: родственникам со стороны отца или со стороны матери?» Он ответил: «Обе стороны одинаково предпочтительны» [См.: Мугни аль-Мухтадж, т. 3, с. 161].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Дать милостыню ближайшему родственнику в предпочтительное время, как Рамадан, и в священном месте, как Мекка и Медина, приносит большее вознаграждение, особенно, если он враждует с вами.
Отдел фетв Муфтията РД