Евгений Голик представил свой вернисаж
Для тех, кто побывал на персональной выставке живописца, философа Евгения «Джеса» Голика, которая открылась 29 ноября в Театре поэзии, пересказывать увиденное словами – бесполезное занятие. Весь мир превращается в одну большую иллюзию, которая играет с человеком, заставляет его поверить в свое существование. Затем, чтобы в мире своих ассоциаций человек жил воспоминаниями, теми материями, которые его окружали. Но что будет, если в фантомы старого вторгнуться на территорию новых? Дыхание захватывает от невообразимого зрелища.
Это особое состояние души – сращение бестелесного и материального, столкновение миров на грани яви и сна. Тонкая философская атмосфера, в ней художник предстает в качестве мудреца, объясняющего масляными красками тайну бытия.
Изображения выплывают из тумана, словно из глубины веков, рожденные Творцом и осмысленные художником, как часть большой материи, которая перевоплощается, ищет формы и застывает вновь, но уже в других образах. Это мгновение поймано Голиком. В следующий миг возникают другие образы, но их будут видеть и домысливать новые поколения людей. А прежние формы превращаются в руины, как в «Разбитом пейзаже», который расчленяет строение, камни и небо на множество измерений.
Все в картинах Голика движется и живет. Его «Дерево» лишено идеальных форм, оно разрастается ввысь и в стороны, тяжелые ветви клонятся книзу, дерево забирает новое пространство, жертвуя своими ветвями-руками, ломающимися под напором других деревьев.
Неизъяснимое чувство таинства рождает картина «Миражи», когда на разбитой дороге у самого края возникают силуэты башен-фонарей, освещающих путь странникам и мечтателям, которым кажется, что там, за поворотом, они найдут то, что искали. Живут надеждой. А вдруг…
Но даже там, где мир превращается в столбы пыли, всегда найдется калитка, за которой тебя ждет теплый свет. Почти как в работе «Высвечивание бытия». Поэтому надо идти вперед.
Напряженная атмосфера повисает в картине «Психо». Это самая острая работа, нарушающая равновесие, она кричит и рассыпается на глазах. Это оголенный нерв, пульсирующий, готовый взорваться, когда нет сил быть молчаливым наблюдателем.
Художник объясняет свою художественную позицию так: «Изначально когда я только начинал заниматься живописью, во мне доминировали скорее идейные мотивы, чем что-либо другое. Я был по уши погружен в контркультуры и сюрреализм, и меня привлекало мистическое и иррациональное… Если раньше я был идейным, меня больше интересовал вопрос: “Что изображать?”, то сейчас больше интересует вопрос: “Как?”.
Художник считает, что «если у автора какая-то идея четко обозначена и сформулирована, то его картину можно назвать иллюстрацией его идеи. Скорее каждый автор подобен платоновскому поэту, в которого “нисходит божество” и который сам не ведает, что творит… Идеи в картины, скорее всего, вкладывает не автор, а зрители, и особенно, искусствоведы…».
Свой подход к интерпретации сути художественного творчества он называет «метафизическим реализмом». «Художник ничего не говорит, он показывает, и чаще всего показывает то, о чем бессмысленно говорить. В этом и проявляется метафизичность данного реализма. Что-то показать, это не то же самое, что что-то сказать», – поясняет Голик.
Отметим, что 12 декабря в Театре поэзии в рамках гуманитарно-просветительского лектория Марины Ахмедхановой Евгений Голик прочитал лекцию «Критика грязного разума», памяти философа и художника Сабира Гейбатова.
Экспозиция творчества Голика будет доступна махачкалинцам до 13 января.
Лариса ДИБИРОВА