Сотни кизлярцев собрались сегодня в парке у памятника на траурный митинг, чтобы почтить память погибших в теракте, унесшем в 1996 году жизни 78 человек.
Как сообщили «МИ» в пресс-службе администрации Кизляра, отдать дань памяти погибших собрались руководство города, депутаты городского собрания, родственники и близкие тех, чья жизнь оборвалась в тот трагический день, выжившие очевидцы, жители города.
«Весь город сплотился и дал отпор террористам, продемонстрировав тем самым, что никаким деструктивным силам не удастся сломить дух горожан, единство многонационального и многоконфессионального населения города. Наш город еще не раз подвергся атакам террористов, которые ничего кроме нашего сплочения, единения не добились. А наш с вами святой долг помнить и чтить тех, кто отдал свою жизнь за город, республику, за Отечество. Важно воспитать благодарную память в потомках и сколько бы еще не прошло лет рассказывать об этой трагедии», — сказал мэр города Александр Шувалов.
Траурные мероприятия прошли и на территории городского отдела полиции и больницы, где в 1996 году боевики удерживали заложников. Цветы и венки возложили также у братской могилы на городском кладбище.
9 января 1996 года террористы во главе с Салманом Радуевым
вошли в Кизляр, захватили здание родильного дома и городскую больницу. В заложниках оказались более 2 тысяч человек.
Вторгшись в город, боевики первым делом захватили здание районной больницы, а также расположенный поблизости девятиэтажный жилой дом. Сюда они начали сгонять захваченных по городу заложников, в основном женщин и детей. Бандгруппам удалось также захватить и блокировать местный аэродром.
После этого Салман Радуев распространил заявление, что заложники не будут отпущены до тех пор, пока «Россия не выведет федеральные войска из Чечни и всего Северного Кавказа».
В переговоры с террористами вступило руководство республики во главе с Магомедали Магомедовым. Было принято решение обменять часть захваченных жителей Кизляра на добровольных заложников, среди которых – члены Правительства Дагестана, в том числе министр по делам национальностей Магомедсалих Гусаев и министр финансов Гамид Гамидов, депутаты и журналисты.
Боевикам предоставили автобусы для выезда на территорию Чечни и дали гарантии безопасности на время следования колонны по территории Дагестана. Колонна под прикрытием «живого щита» заложников двинулась в путь.
Согласно достигнутым договоренностям, в районе села Первомайское с дагестанской стороны и Азамат-Юрт с чеченской боевики должны были отпустить заложников и выехать в сторону поселка Новогрозненский, расположенного на территории Чечни. Но неожиданно Радуев потребовал изменить маршрут, заявив, что намерен отпустить заложников только в Новогрозненском.
Тогда руководство российского военного штаба приняло решение остановить колонну, сделав несколько предупредительных выстрелов с вертолетов. Радуев разворачивает свой отряд и занимает оборону в селе Первомайское. Здесь начинается второй этап противостояния.
В течение пяти дней и ночей с боевиками велись переговоры. В результате удалось освободить женщин и детей. За это время члены бандгрупп заняли плотную оборону с помощью построенных оборонительных укреплений. Рыть окопы и подземные ходы заставляли заложников.
14 января российские военные начали штурм Первомайского. Но огонь пришлось прекратить после того, как боевики вывели на передовые позиции заложников.
На следующий день было принято окончательное решение штурмовать село. Это произошло после того, как боевики начали убивать заложников, среди которых были местные старейшины и милиционеры из Новосибирска.
Огнем артиллерии и авиации значительная часть бандитов была уничтожена. Однако сам Радуев с небольшим отрядом вышел из окружения и скрылся. К вечеру федеральные войска взяли под свой контроль Первомайское, освободив около 90 заложников.
В результате нападения банды Радуева на Кизляр и Первомайское погибли 78 военнослужащих, сотрудников МВД и мирных граждан Дагестана, несколько сотен человек получили ранения различной степени тяжести.
Среди заложников было 80 медицинских работников Кизляра. За смелость и самоотверженность, проявленную при спасении людей в условиях, сопряженных с риском для жизни, указом президента РФ кизлярские врачи Магомед Газимагомедов (посмертно) и Ахмед Саламов были награждены орденами Мужества, а Магомедгаджи Читаев — медалью «За спасение погибавших».
Журналист «Махачкалинских известий» Бэла Боярова
– дочь удостоенного ордена Мужества Магомеда Газимагомедова.
Террористов впоследствии постигло возмездие. Муса Чараев в марте 1999 года был убит неизвестным выстрелом в спину.
Турпал-Али Атгериев в июле 1999 года был задержан в аэропорту «Внуково», в декабре 2001 года Верховным судом Дагестана приговорен к 15 годам лишения свободы. Сразу после этапирования, в июне 2002 года, был госпитализирован с подозрением на лейкемию, вызванную раком почек, и через месяц умер.
Хункар-Паши Исрапилов в феврале 2000 года подорвался на мине при отходе из Грозного.
Айдамир Абалаев был убит в мае 2002 года в результате спецоперации.
Салман Радуев был арестован в марте 2000 года в поселке Новогрозненский, в декабре 2001 года приговорен к пожизненному заключению.
В декабре 2002 года он скончался от кровоизлияния во внутренние органы в одной из пермских колоний строгого режима.
Тимур АЛИЕВ