История жизни 108-летней махачкалинки
Дагестан – регион не только с богатой историей и уникальной многонациональной культурой, но и большим количеством долгожителей. «МИ» встретились с махачкалинкой, которая прожила уже больше века, и узнали историю ее жизни.
В прошлом году Хадижат Малаева отметила свое 108-летие в окружении любящей семьи и друзей. Многого бабушка уже не помнит и не говорит на русском языке. Историю жизни Хадижат нам рассказали ее племянница Аминат Гамзатова и ее муж Багаудин Гамзатов.
«ЖЕНЩИНАМ ПРИХОДИЛОСЬ РАБОТАТЬ, КАК МУЖЧИНАМ…»
Родилась Хадижат 12 сентября 1910 года в селе Хашал-Хута Кварельского района в Грузии. Она была первым ребенком в многодетной семье – у нее было 3 младших брата и 2 сестры. Когда Хадижат исполнилось примерно 30 лет, ее семью выселили из Грузии: подогнали бортовые машины и жителей трех-четырех сел отправили в грузинское село Велисцихе, где был доступ к железной дороге. Оттуда их отвезли в село Гудермес Чеченской Республики. По рассказам родных, Хадижат помогала там рыть окопы во время Великой Отечественной войны. Она рассказывала, что каждый день становилась свидетелем многочисленных смертей по разным причинам: болезни, голод, солнечные удары и переутомления. Отец Хадижат погиб от солнечного удара: после продолжительных тяжелых работ в знойную жару у него поднялась температура, и он умер через 3 дня.
Долгожительница вспоминала, что от безысходности люди собирали собачьи экскременты, мешали с водой и раздавали больным «в надежде, что хотя бы это поможет».
Давали наугад, рассчитывая на самовнушение, эффект плацебо. Врачей и специалистов для помощи больным и раненым не было. Женщинам приходилось работать, как мужчинам, потому что многие ушли на фронт.
«ОТ ЗЕМЛИ ИЛИ ОТ НЕБА, НА РУКАХ У ТЕБЯ ПОЯВИТСЯ ДОЧЬ…»
Позже семья Малаевых перебралась в село Белта Ножай-Юртовского района. Там они прожили около 15 лет. В этом населенном пункте, по рассказам племянницы, Хадижат стала председателем колхоза. «Она точно не помнит название своей должности, но говорит, что за работу в колхозе и благополучие людей отвечала она, в большинстве своем мужчины погибли на войне.
Хадижат вместе с родственниками патрулировала село, чтобы не нападали мародеры», – пояснила Аминат. Она добавила, что Хадижат с особой теплотой вспоминает своего верного коня. «Рассказывала, что он был красивым, черным и преданным. Бабуля всегда с улыбкой вспоминает, что он передвигался плавно, как автомобиль “Волга”, и ничем не уступал ей по удобству», – со смехом говорит Аминат.
Позже, после смерти Сталина, чеченцы потребовали вернуть им земли и жилища, из-за чего Хадижат и остальным переселенцам пришлось покинуть его. Из Белты до села Бежта пешком она вела односельчан и перегоняла скот. Оттуда переселенцы вместе решили вернуться в Грузию, на родину. По возвращении они узнали, что грузины уже обжили эти территории, участки и дома Хадижат и ее односельчанам не вернули. Им выделили дикое поле с зарослями колючек и сорняками. «Они сжигали, рубили эти колючки, кто сколько сможет, чтобы обустроить себе участки для жилья. Там, помню, вставляли с четырех сторон щиты с тонкими ветками и дальше уже лепили глиной стены. У Хадижат тоже был такой дом. Самое обидное, что всю пригнанную скотину грузины забрали себе, соединили колхозы, и в итоге простым жителям ничего не досталось», – рассказал Багаудин.
В тот период знакомый чеченец нагадал Хадижат: «Не знаю, откуда, от земли или от неба, на руках у тебя появится дочь». «Откуда у меня появится дочь? Мне уже почти 50 лет», – недоумевала Хадижат. А мужчина оказался прав.
«ХАДИЖАТ СТАЛА ДЛЯ МЕНЯ МАМОЙ И ПАПОЙ…»
В 1962 году родной брат Хадижат женился, родилась дочь Аминат. После развода с супругой брат отдал 8-месячного младенца Хадижат, впоследствии, как рассказывает Аминат, тетя стала для нее «мамой и папой». Хадижат ушла от своего мужа, боясь, что он не сможет принять Аминат как родную дочь.
Первое время женщина много плакала, не могла кормить ребенка, как положено, практически ничего не знала о материнстве и уходе за новорожденными детьми. Соседи помогали, кто чем мог, Аминат не оставалась голодной: кто-то приносил стакан козьего молока, кто-то – немного разбавленного коровьего молока. Как-то утром после намаза Хадижат поняла, что у нее появилось молоко. Она приложила младенца к груди и увидела, что она начала есть. Так она кормила племянницу до трех лет. «Все утверждали и утверждают до сих пор, что Хадижат – святая женщина: своих детей нет, откуда у нее могло появиться молоко?!» – говорит Аминат.
Каждый день Хадижат брала племянницу с собой на работу в колхоз – девочка сидела на спине у тети, женщина работала. Когда девочка из-за несчастного случая потеряла половину среднего пальца на левой руке, Хадижат каждый день водила ее в соседний район к врачам. «Ни на минуту она меня не оставляла и очень трепетно ко мне относится по сей день. Помню, что соседи часто приходили к бабуле за советом и очень слушали ее. Нам до сих пор звонят грузинские односельчане, спрашивают, как поживает их соседка», – вспоминает Аминат.
В 16 лет Хадижат выдала свою племянницу замуж за 18-летнего односельчанина Багаудина Гамзатова. Хадижат жила одна, поэтому они часто бывали у нее в гостях и помогали в быту. Пока Хадижат зарабатывала на пропитание, Аминат приходила к ней домой, месила тесто, готовила еду, Багаудин рубил дрова, чинил крышу, проводил ремонт дома.
«Конечно, во многом ей помогали и сельчане, ее все любили и тепло называли “Иссы” (в переводе с бежтинского – “сестра”. – Прим. «МИ»), многие до сих пор ее так и называют.
В колхозе она всегда была первой. Сбор винограда – у Хадижат первое место по количеству собранных ведер, чистка кукурузы – все чистили по 50 килограммов, а она одна чистила 120. Бабуля была очень шустрой. Сейчас, говорит, руки очень болят», – рассказывает Багаудин.
«КАК ТОЛЬКО ВИДИТ АМИНАТ, ДАВЛЕНИЕ СРАЗУ НОРМАЛИЗУЕТСЯ…»
Родственники утверждают, что их бабуля – женщина с мужским характером. «Она постоянно пытается нам доказать что-то свое, спорит. Ну и мы не настаиваем… а что делать? Обижать не хочется, соглашаемся с ней. Порой она говорит, что чувствует себя “не в своей тарелке”, потому что Аминат – не родная дочь, своего дома и какого-либо имущества у Хадижат нет, и она предполагает, что обременяет нас, плачет из-за этого. Конечно же, мы ее успокаиваем и всегда говорим, что она для нас – самый родной человек, и нельзя допускать мыслей о том, что ее присутствие нас тяготит. Амина раньше с детьми проходила пешком 70 километров, чтобы увидеться с бабушкой. Бабуля всегда с теплотой к нам относилась и нянчила наших внуков, мы ей за это очень благодарны и всячески пытаемся воздать ей за все хорошее в нашей жизни. Бывает так: она хочет воду пить – сама не возьмет, нужно налить, дать ей в руки. С едой то же самое: нужно положить еду в тарелку, подвинуть к ней, только тогда она будет есть», – поделились собеседники.
Аминат и Багаудин с улыбкой рассказывают, что Хадижат очень привязана к племяннице. Если она отсутствует короткий период времени, у нее поднимается давление и возникает недомогание. Супруги вспомнили о разлуке с ней после смерти родственника в родном селе: «В селе бабуле тяжело: туалет далеко, нет нормальных условий для жизни. Еле-еле уговариваем ее остаться, не нервничать, оставляем ее с родственниками. В итоге на третий день она позвонила нам, сказала, что давление уже поднялось под 200. Мы все бросили, мигом приехали. Как она увидела Аминат, давление сразу же нормализовалось».
Недавно Хадижат призналась племяннице: «Когда ты выходишь делать намаз и я тебя вижу, смотрю на тебя и мне кажется, будто солнце встало в плохую мартовскую погоду. После этого я хорошо сплю». Иной раз Аминат говорит, что хочет выйти на улицу или навестить соседей, а бабушка начинает уговаривать остаться, говорит, зачем они тебе, если я есть.
«В ПЛАНЕ ЕДЫ БАБУЛЯ ОЧЕНЬ КАПРИЗНАЯ И ТРЕБОВАТЕЛЬНАЯ…»
Хадижат очень любит ухаживать за собой: не терпит седину в волосах, требует ее закрашивать, меняет косынки по 3-4 раза в день. Например, бывает и такое, что выборочно общается с ухоженными людьми, не хочет общаться с теми, у кого заметит грязную обувь или неуложенную прическу.
Долгожительница не пропускает ни один день в месяц Рамадан, держит уразу, хоть родственники и ругают ее за это. «Бывает и такое, что “скорую” вызываем, врачи осматривают: живот пустой, надо срочно есть. Она очень долго упирается, отказывается, чтобы не нарушать пост», – вспоминает Багаудин.
Говоря об особенностях характера бабули, Багаудин и Аминат отметили, что Хадижат всегда ест только то, что приготовили ее родственники. Если соседи приносят еду, она к ней не притрагивается, не доверяет им. Не ест и вчерашнюю еду или кашу, которую варили несколько часов назад, если она уже ее пробовала, домочадцам приходится варить новую порцию.
По их словам, бабушка очень любит поесть: «Хоть и зима, а мы обязательно покупаем помидоры, огурцы, потому что бабушка просит, любит красную икру, гранаты, ежедневно ей нужен острый перец… Сыр мы не покупаем на базаре, мы заказываем из села, потому что бабуля ест только экологически чистую продукцию. В общем, в плане еды бабуля очень капризная и требовательная, аппетит у нее хороший», – поделился Багаудин.
По словам Аминат, сама по себе долгожительница неразговорчивая, с возрастом эта черта характера не изменилась, она предпочитает тихо заниматься своим делом. «Никогда не слышала из ее уст сплетен или ругани. Она всегда жила по принципу “дом – работа”: весь день трудилась в колхозе, а вечером дома занималась обустройством быта и хозяйством. Когда была моложе, она рассказывала о каких-то эпизодах своей жизни. С возрастом, если что-то вспоминает, то уже путает даты, имена, какие-то детали», – вспоминает племянница.
«ХАДИЖАТ ДО СИХ ПОР НЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ ОЧКАМИ И ОТЛИЧНО ВСЕ ВИДИТ…»
Родственники отметили и большую любовь к врачам. «Чуть что, она сразу просит вызвать врача. Иной раз негодует, что отправляют молодых специалистов. Она требует, чтобы к ней приезжали опытные врачи в возрасте», – рассказала Аминат.
Несмотря на некоторые проблемы со здоровьем, Хадижат не пользуется очками и отлично все видит. «Я надеваю очки, чтоб читать газеты или бегущую строку в телевизоре, а она до сих пор не пользуется очками и отлично все видит», – с улыбкой делится Багаудин.
«ХРАНИТЕ ТО, ЧТО СОЗДАВАЛИ ПРЕДКИ…»
В завершение беседы мы попросили бабушку Хадижат дать советы нашим читателям. На что она ответила: «Во времена моей молодости люди пережили очень много невзгод и познали горе, но они оставались добрыми, миролюбивыми и всегда были готовы поделиться куском хлеба с голодным. Сейчас же люди сыты и живут в достатке, но почему-то им не живется спокойно, их тянет на преступления. Хотелось, чтобы новые поколения были здоровы как физически, так и морально, чтобы они сохраняли мирное небо над головой и ценили то, что создавали для них предки».
Сабина ДИБИРОВА