Ночь Бараат, а по-арабски она называется «Лайлятуль-Бараат», обозначена в Коране как священная. Это особенная ночь для любого мусульманина, когда он может просить милости и прощения Аллаха, когда верующие в Единого Творца полностью предаются поклонению Ему. Бараат в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». В эту ночь грешники отлучаются от Рая, а праведники – от пламени Ада. Ночь Бараат наступает в ночь с 14 на 15 число месяца Шаабан (по другой версии с 15 на 16). Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление любимцев Аллаха от неудачи и от оставления их без помощи.
Один ученый сказал: «Поистине, у ангелов на небе два праздника, как и у мусульман два праздника на земле: праздник ангелов – это ночь Бараат и ночь Кадр (Лайлятуль-Кадр) (предопределения), а праздник мусульман – это Ураза-байрам (Ид-уль фитр) и Курбан-байрам (Ид-уль адха), и праздник у ангелов ночью, потому что ангелы не спят, а у мусульман – днем, потому что они спят».
Еще один ученый сказал: «Мудрость того, что Всевышний выявил ночь Бараат и спрятал ночь Кадр, потому что ночь Кадр – это ночь милости, прощения и освобождения от Ада. И ее Аллах спрятал, чтобы на нее не полагались и не самоуспокаивались. Ночь Бараат Всевышний выявил потому, что это ночь приговора и предопределения, ночь гнева и довольства, ночь принятия и отвержения, ночь достижения и удержания хороших деяний, ночь счастья и несчастья, ночь милости и добра. Одни этой ночью становятся счастливыми, а другие отдаляются от милости, один получает воздаяние, а другого подвергают унижению, одного возвеличивают, а другого лишают этого, один получает вознаграждение, а другого отгоняют…»
Имам Субуки в своих тафсирах пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а ночь предопределения (Лайлятуль-Кадр) – грехи всей жизни», т.е. оживление этих ночей является причиной смывания грехов, и поэтому эту ночь (Бараат) называют ночью смывания грехов. Также ее называют ночью жизни из-за хадиса, который передал Мунзирий от Пророка (с.а.с.): «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца Шаабан, не умрет в день смерти сердец».
Эту ночь еще называют ночью заступничества из-за того, что передали: «Пророк (с.а.с.) попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк (с.а.с.) попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для 30, Пророк (с.а.с.) попросил в 15-ю ночь и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех, кто убежал от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд» (тот, кто отдалился от Аллаха постоянством в совершении грехов). Также ее называют ночью прощения из-за хадиса, переданного имамом Ахмадом, в котором Пророк (с.а.с.) говорит: «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца Шаабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему». Ее называют и ночью освобождения из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика, где Аиша передает слова Пророка (с.а.с.): «О, Аиша, разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины Шаабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников».
Также эту ночь называют ночью распределения из-за хадиса, который передал Ата ибн Ясар: «Когда наступает ночь середины Шаабана, переписывают для ангела смерти каждого, кто умрет от Шаабана до следующего Шаабана. Поистине, раб Аллаха сажает дерево, женится, строит дом, а его имя записали в число умерших, и не ожидает его ангел смерти, если только ему (ангелу) не велят, чтоб он взял его душу».
В книге «Баракат» сказано: «Поистине, джинны, птицы, животные и рыбы в море постятся в день середины месяца Шаабан». В книге «Икна» говорится: «Поистине, Джабраил (мир ему) спустился к Пророку (с.а.с.) и сказал: “О, Мухаммад, прояви усердие в эту ночь! Поистине, в эту ночь исполнятся благие желания”. И Пророк (с.а.с.) проявил усердие, и к нему пришел Джабраил (мир ему) и во второй раз сказал: “О, Мухаммад, обрадуй свою умму! Поистине, Всевышний простил грехи всей твоей умме – тем, кто не придавал сотоварищества Ему”, – потом сказал: “Подними голову”. И Пророк (с.а.с.) поднял голову и увидел врата Рая (в другом варианте этого хадиса “врата небес”) открытыми. И в первых вратах был ангел, который взывал: “Радость тем, кто совершил поясной поклон в эту ночь!”; и во вторых вратах был ангел, который взывал: “Радость тем, кто совершил земной поклон в эту ночь!”; и в третьих вратах ангел взывал: “Радость тем, кто просил, делал дуа в эту ночь!”; и в четвертых вратах ангел, который взывал: “Радость тем, кто плачет от страха перед Аллахом в эту ночь!”; и в пятых вратах ангел, который взывал: “Радость тем, кто совершил какой-либо благой поступок в эту ночь!”; в шестых вратах ангел, который взывал: “Есть ли просящий, чтоб ему ответили на его просьбу?”; в седьмых вратах был ангел, который взывал: “Есть ли просящий прощения за грехи, чтоб ему их простили?”, и сказал: “О, Джабраил, до каких пор эти врата будут открытыми?”. Он ответил: “До восхода утренней зари”, – потом сказал: “Поистине, у Аллаха есть отпущенники от ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб”».
Самое главное – пересмотреть в эту ночь свою жизнь, поступки, мысли. Никто не должен забывать, что жизнь на этой земле когда-нибудь кончится, и мы вернемся к Аллаху. А Судный день обязательно настанет. В эту ночь происходят события, даются блага, приходят смерть и болезни и они будут переданы соответствующим ангелам. . В священных хадисах рассказывается о благословенной ночи Лайлятуль-Бараат, которая для верующих является ночью большой милости и прощения грехов. Наш Пророк (с.а.с.) сообщил следующее: «Как только наступит ночь в середине месяца Шаабан, проводите ее в поклонении, а днем держите пост. Ведь Аллах в эту ночь, начиная с захода солнца, ниспосылает Свою милость на небосвод земли и повелевает так: “Нет ли кающихся передо Мной – Я их прощу, нет ли просящих блага – Я дам им, нет ли охваченных болезнью – Я ниспошлю выздоровление”. И так продолжается до самого утра».
Наш любимый Пророк (с.а.с.) говорил: «Аллах в середине месяца Шаабан смотрит на положение Своих рабов. Он прощает всех, кроме многобожников и злопамятных».
Нурмагомед Изудинов, отдел просвещения Муфтията РД