Продолжение. Начало в предыдущем номере
ПИСЬМЕННАЯ ФИКСАЦИЯ КОРАНА
Священный Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду
(с.а.с.) частями. Получив очередное откровение, он распоряжался сразу же записать его. Даже в самые трудные минуты, во время переселения (хиджры) из Мекки в Медину и во время военных походов, при нем всегда находился кто-либо из писарей, готовых зафиксировать текст ниспосланных аятов.
Первым, кто записал Коран в Мекке, был Абдуллах бин Саад. В Медине этой чести был удостоен Убайй бин Кааб. В числе тех, кто записывал откровения, были Абу Бакр, Умар бин аль-Хаттаб, Усман бин Аффан, Али бин Абу Талиб, Зубайр бин аль-Аввам, Ханзаля бин ар-Раби, Шурахбил бин Хасана, Абдаллах бин Раваха
и другие. Всего же Коран записывали со слов Пророка (с.а.с.) около сорока сподвижников.
Во времена Пророка Мухаммада (с.а.с.) аяты Корана записывались на листьях финиковых пальм, плоских камнях, кусках кожи, верблюжьих лопатках и т. д. Чернила изготавливались из сажи и копоти. Пророк (с.а.с.) разъяснял, в какую суру и куда именно следовало вписать ниспосланные аяты. Записав Откровение, писарь читал его Пророку (с.а.с.) и под его руководством исправлял ошибки, если таковые были.
Для обеспечения сохранности Корана Пророк (с.а.с.) побуждал сподвижников заучивать его наизусть. Многие мусульмане знали наизусть весь Коран.
Коран был записан полностью еще при жизни Пророка (с.а.с.). Об этом свидетельствует множество хадисов. Например, хадис, переданный Муслимом, гласит: «Не совершайте поездку с Кораном в руках, ибо я опасаюсь, что враги завладеют им». В известном послании Пророка (с.а.с.) к Амру ибн Хамзу говорится: «Чтобы к Корану не прикасался никто, кроме совершившего религиозное очищение» (Малик, Насаи). Эти и подобные им рассказы подтверждают наличие у сподвижников во времена Пророка (с.а.с.) письменно зафиксированного Корана во многих экземплярах. Благодаря этому в эпоху Пророка (с.а.с.) Коран удостоился полной сохранности в обоих смыслах: сохранения в сердцах и сохранения в письменном виде.
Однако он еще не был собран в единую книгу. Это не было сделано в силу многих обстоятельств.
Во-первых, в эпоху Пророка (с.а.с.) в записывании Корана на листы или же собрании его в один свод не было той необходимости, которая возникла в эпоху правления Абу Бакра и заставила записать его на свитки. А также не было и той необходимости, которая возникла в эпоху правления Усмана, и он собрал Коран в единую книгу и составил его копии. Помимо того, мусульманская община в это время переживала лучшие времена. Чтецов Корана тогда было предостаточно, и среди арабов опора на заучивание превосходила опору на письмо.
Во-вторых, Коран не был ниспослан всецело одним разом, напротив, ниспослание откровений продолжалось в течение 23 лет.
В-третьих, Пророк Мухаммад (с.а.с.) стоял перед возможностью ниспослания нового Откровения, отменяющего то, что Аллах пожелает, из аята или аятов, ниспосланных прежде, поскольку между последним ниспосланием аятов из Корана и кончиной Пророка (с.а.с.) было всего лишь девять дней и т. д.
СОБИРАНИЕ КОРАНА В ЕДИНЫЙ СВОД
После ухода Пророка Мухаммада (с.а.с.) в мир иной стало ясно, что со временем количество знатоков Корана уменьшится и возникнет опасность частичной утраты его текста. Умар бин аль-Хаттаб убедил халифа Абу Бакра в необходимости составления единого списка, одобренного всеми знатоками Корана. Поддержав инициативу Умара, халиф поручил Зайду бин Сабиту
собрать записи Корана у всех сподвижников, живших в Медине, расположить аяты и суры в той последовательности, в которой их читал Пророк (с.а.с.), и согласовать список с остальными учеными. На это ушло около года, после чего согласованный текст был представлен Абу Бакру. Остальные рукописи было решено уничтожить, чтобы впоследствии никто не мог сказать, что у него есть отрывок Корана, не вошедший в список Абу Бакра. После смерти халифа текст Корана перешел к халифу Умару, а затем, согласно его завещанию, – к его дочери, жене Пророка (с.а.с.), матери правоверных Хафсе бинт Умар.
По мнению историков, при халифе Усмане было составлено четыре экземпляра одного и того же уточненного списка Корана. Первый из списков, получивший название мусхаф-имам, был оставлен в Медине, а остальные разосланы в Куфу, Басру и Шам.
По мнению ряда исследователей, экземпляр Корана, оставленный в Медине, был вывезен оттуда в Андалусию. Впоследствии его перевезли в Марокко, а в 1485 г. он попал в Самарканд. В 1869 г. российские исследователи увезли его в Санкт-Петербург, где он оставался до 1917 г. При советской власти манускрипт был возвращен обратно и в 1924 г. оказался в Ташкенте.
Магомед Гаджиев, сотрудник отдела науки и образования Муфтията РД