Великое наследие в новом формате
Древний Кала-Корейш стал намного ближе, благодаря уникальному проекту благотворительного фонда «Пери» Зиявудина Магомедова – «Слова камней. Опыт чтения и трансляция наследия Кала-Корейша». Выставку уже смогли по достоинству оценить посетители Эрмитажа и лондонского музея Виктории и Альберта, и вот теперь она распахнула свои двери для махачкалинцев.
Первое, что бросается в глаза, – аяты из Корана, выбитые на тонких серых полотнах.
«Воистину получат люди своеобразно тому, что говорили прежде: или рай или ад!»; «Смерть – это дверь».
Древние стены крепости Кала-Корейш видели рассвет и закат уцмийского ханства, чьим последним приютом стало древнее кладбище. Именно его надгробия, а их порядка 30-ти, являются единственными артефактами, дошедшими до нас от этой династии.
По словам организаторов, самые древние датируются XIII веком, а самые «молодые» – XIX. На каждой из надгробных плит – послание, чтение и интерпретацию которого создатели выставки постарались показать зрителю.
В 2016 году фонд «Пери» запустил программу «Культурное наследие 2.0», в рамках которой, сотрудничая с Институтом истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН и специалистами из Испании, в том же году была проведена работа по оцифровке уникальных культурных памятников в Кала-Корейше. В 2017 году работа была завершена, и теперь ученые, исследователи и просто ценители истории имеют открытый доступ к оцифрованным 3D-копиям.
Ученые оцифровали старинное кладбище, и теперь посетители смогут в деталях рассмотреть древние надгробные плиты на больших цифровых носителях. Достаточно дотронуться до сенсорного экрана – и вот уже перед вами надгробие имама Али, сына Султан-Ахмада, XVIII в.
Благодаря новейшим технологиям получилось оцифровать саркофагообразное надгробие XII-XIII вв. и представить его точный макет. Такие надгробия в Дагестане ввели арабы, и уже после XIII века они на территории республики не встречаются.
Сам саркофаг украшен резьбой, которая представляет собой несколько сюжетных линий – звери и птицы у мирового дерева, единство верха и низа, вечная жизнь. Изображения львов и орла – тоже традиционный для дагестанского искусства элемент.
Гвоздем выставки является копия, вырезанная по 3D-модели двери мечети крепости Кала-Корейш XII-XIII вв. После переселения жителей Кала-Корейша в 1944 году в Чечню мечеть начала разрушаться, а двери в 1960 году были отданы в коллекцию Дагестанского государственного исторического музея. В планах фонда – установить эти двери в отреставрированной мечети вместо оригинальных дверей.
Выставка продлится целых три месяца. Целых три месяца, чтобы прикоснуться к настоящему наследию, у которого, благодаря новым технологиям, открывается второе дыхание.
Шуана МАГОМЕДОВА