Для мусульманина, стремящегося к постоянству в поклонении, усердию в очищении сердца и довольству Аллаха, в шариате есть дополнительные виды поклонений.
При оставлении поклонения раб Аллаха отдаляется от внутренней чистоты, а чем больше человек поклоняется, тем больше очищается духовно, и поэтому набожные люди бывают мягкими, добрыми, радушными. Пост – это поклонение, которое духовно очищает человека от пороков, поэтому месяц Рамадан – это месяц духовного очищения. После месяца Рамадан наступает месяц Шавваль, в котором тоже есть уникальная возможность для мусульман приблизиться к Аллаху. Возможность заключается в соблюдении шести дней поста. Важность соблюдения такого поста была подчеркнута самим Посланником Аллаха (с.а.с.). За минимальные усилия Аллах обещает многочисленные награды – это бесконечная милость нам и очевидный признак того, что Аллах ищет малейшую возможность приближения Своих рабов к Себе. Для поклонений, конечно же, нет определенного периода, мусульманин должен стараться поклоняться всю свою жизнь. У одного ученого спросили о людях, поклоняющихся и усердствующих лишь в месяц Рамадан, на что он ответил: «Наихудший народ – тот, который истинно узнает об Аллахе лишь в месяц Рамадан, поистине праведные – это те, которые поклоняются и усердствуют все годы».
Возобновление поста после Рамадана – признак принятия Всевышним постов, соблюденных в Рамадане. Ведь поистине, когда Аллах принимает хорошее дело раба, Он дает ему возможность совершать другие хорошие поступки. Вот как сказали некоторые знающие: «Воздаяние за хорошие дела – это возможность творить еще хорошие дела после первого. Кто сотворит хорошее, а затем еще – это признак принятия первого хорошего поступка. А кто сделает хорошее, затем плохое – это признак непринятия хорошего поступка».
Это безграничная милость Аллаха нам, и мы не должны забывать воздавать за это хвалу. Когда некоторые праведные предки проводили ночь в поклонении, то следующий день они соблюдали пост – соблюдением поста они воздавали хвалу Всевышнему за то, что Аллах дал им возможность поклоняться ночью.
Мудрость поста шести дней в Шаввале такая же, как мудрость всех остальных дополнительных желательных поступков, которые узаконил Аллах, чтобы дополнить посредством этого обязательные поступки. Желательный пост – это как ратибат-намазы, совершаемые после обязательных намазов, чтобы восполнить ими недостатки, которые были допущены в обязательных молитвах. Это милость Аллаха, что Он установил к деяниям обязательным деяния желательные, через которые достигается полноценность в делах обязательных и которыми восполняются упущения.
Из хадисов мы знаем, что человек, соблюдающий эти дни поста после соблюдения месячного поста в Рамадан, получает награду поста за целый год.
Абу Аюб аль-Ансари сообщает, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Тот, кто постится в месяц Рамадан и вслед за ним, соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Ахмад).
Ибн Умар сообщил, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Тот, кто постился в месяц Рамадан и затем постился шесть дней в Шавваль, очищен от грехов со дня своего рождения» (Таргиб).
Ибн Хузайма передал: «Соблюдение поста месяца Рамадан – за это награда еще десять подобных, соблюдение шести дней поста – за это награда два месяца, и это соблюдение поста год» (Шахру Рамазан шахру аль-Хади валь Фуркан).
Имам ан-Навави, поясняя этот хадис, сказал: «И это как целый год, потому что за каждое одно благое дело записывается награда – десять ему подобных, за месяц Рамадан – десять месяцев подобных, а за шесть дней – два месяца подобных» (Шахру Рамазан шахру аль-Хади валь Фуркан).
P.S. Тот, кто пропустил по каким-либо причинам посты в месяц Рамадан, обязан возместить их. Если совершить намерение на возмещение фарз-поста, то и за желательный тоже можно получить награду. Желательно начать соблюдать пост сразу же после праздничного дня, подряд соблюдать пост необязательно, но желательно.