Мы живем в такое время, когда люди уделяют слишком много внимания мнению окружающих. Часто, совершая какой-то поступок, они стараются заслужить довольство людей, при этом не думая о том, будет ли доволен этим поступком Всевышний Аллах.
И это неудивительно, ведь мы – существа общественные, поэтому часто смотрим на себя глазами окружающих нас людей. Вместо того, чтобы всегда сверять свои поступки с канонами ислама, мы ждем, пока кто-то со стороны оценит их и скажет, хороши они или плохи.
В принципе, в некоторых случаях нам стоит прислушаться и к мнению людей, особенно, если речь идет о мнении наших родителей, родных, близких, друзей и людей, обладающих житейским опытом и знаниями в нужной сфере. Только нельзя превращать это в источник постоянного страха, когда человек все время озабочен мыслью: «А что обо мне скажут или подумают?», «А вдруг кто-то меня осудит?», «А вдруг это кому-то не понравится?». Если же речь идет о соблюдении предписаний нашей религии, ни в коем случае нельзя учитывать мнение окружающих, которое противоречит этому, особенно когда это может вызвать недовольство Всевышнего. В таком случае верующему надо, несмотря ни на что, стараться заслужить довольство Аллаха. Например, кто-то, боясь мнения коллег, стесняется совершать намаз на работе, а девушка, боясь возможных насмешек и упреков подруг, стесняется надевать хиджаб. В таких и подобных случаях следует пренебречь общественным мнением, ведь довольство Всевышнего важнее мнения любого человека.
В хадисе Посланника Аллаха (с. а.с.) сказано: «Нет подчинения созданию в ослушании Всевышнего Аллаха» (Имам Ахмад).
От ‘Али ибн Абу Талиба передается, что Посланник Аллаха (с. а.с.) сказал: «Не следует подчиняться тому, что приведет к ослушанию Аллаха, подчиняться необходимо лишь в том, что соответствует одобряемому шариатом» (Бухари, Муслим).
СТРЕМИСЬ К ДОВОЛЬСТВУ АЛЛАХА
Поэтому в тех случаях, когда мы, пытаясь заслужить довольство людей, совершаем то, что приведет к ослушанию Всевышнего Аллаха, мнение людей не учитывается. Может быть, те люди, чье довольство мы стремимся получить, на самом деле и не обращают внимания на нас. Поэтому не стоит так часто обращать внимание на мнение окружающих нас людей, ибо они могут иметь разные и порой противоположные мнения о наших поступках. Ведь угодить всем мы никогда не сможем. В любом случае найдется тот, кто нас осудит. В итоге получается, что мы никогда не заслужим довольство всех окружающих, это практически невозможно. Нам остается только один выход: стремиться всегда и во всем заслужить довольство Всевышнего и таким путем добиться довольства людей. Однажды Му’авия написал письмо матери правоверных ‘Аише, чтобы она написала для него завещание, и в ответ ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, написала: «Салямун алайка (мир тебе). Я слышала, как посланник Аллаха (с. а.с.) говорил: “Если кто-то будет искать довольства Аллаха, вызывая гнев людей, то Аллах избавит его от трудностей с людьми. А кто будет искать довольство людей, навлекая на себя гнев Аллаха, того Аллах вверит людям”. И мир тебе» (Тирмизи).
Верующий, который всегда стремится к довольству Аллаха, не обращая внимания на мнение людей, получит в итоге довольство Аллаха и довольство людей. А тот, кто желает заслужить довольство людей, не обращая внимания на гнев Всевышнего, в итоге испытает и гнев Аллаха, и гнев людей. Поэтому мы должны научиться проявить твердость и, отстаивая свою точку зрения, поступать всегда правильно, не боясь осуждения людей. Такие люди, наоборот, вызывают уважение у людей. А тот, кто старается всем угодить, всегда переживая о том, что про них скажут окружающие, вызывает пренебрежение и усмешку.
НЕ ВПАДАЙ В КРАЙНОСТЬ
Также нельзя впадать в крайность и категорически пренебрегать добрыми советами и наставлениями, полагаясь только на собственное мнение. Недостойно мусульманина вести себя таким образом, что это вызывает осуждение посторонних людей, особенно у немусульман. Наш внешний вид, одежда и поведение в обществе всегда должны соответствовать принципам ислама, но в то же время это не должно вызывать у людей неприязнь и недовольство. Необходимо вести себя вежливо, не нарушая общепринятых правил поведения. Посланник Аллаха (с. а.с.) поступал именно так в соответствии с предписаниями Всевышнего и заботясь о мнении других людей, даже немусульман. Передается, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб, услышав слова ‘Абдуллаха ибн Убаййа, что когда они вернутся в Медину, могущественные, поистине, выгонят из нее презренных, спросил: «“О Посланник Аллаха, не казнить ли мне этого мунафика (лицемера)?” На это Пророк (с. а.с.) сказал: “Оставь его, ибо тогда люди станут говорить, что Мухаммад
убивает своих сподвижников”» (Бухари).
Опасение Пророка (с. а. с.) заключалось в том, что арабы-бедуины могли изменить свое намерение об исламе. Ведь они не могли знать смысла этой казни и, видя только внешнюю сторону произошедшего, сказали бы: «Мухаммад (с. а.с.) убивает своих сподвижников».
Итак, относительно мнения окружающих о нас и наших поступках следует избегать крайностей: чересчур беспокоиться о том, что скажут другие люди, и ради их хорошего мнения отказываться от следования предписаниям религии; и наоборот, презрительно пренебрегать мнением людей, считая, что судить может только Бог, а не люди. Это также неправильно – Всевышний устроил этот мир таким образом, что люди помогают друг другу стать лучше, давая друг другу наставления.
Нурмухаммад Изудинов, сотрудник отдела просвещения Муфтията РД