Относится ли квас к категории «халяль»?
Квас является дозволенным напитком, потому что естественный процент этанола (спирта) в нем неспособен опьянить человека, так как период его брожения недолог. Но если квас слишком застоится, вследствие чего станет бродить и приобретет свойство опьянять, то квас станет нечистым (наджасом) и употреблять его запрещено.
Свойство вещества вызывать у человека состояние опьянения (изменение психологических, физиологических и поведенческих функций) – основание считать тот или иной напиток нечистым (наджасой) и запретить его употребление. Если содержание этанола (спирта) в нем, вызываемого путем естественного брожения или же брожения с помощью каких-то добавок, достигнет такого процента, что может привести к потере восприятия (способности к пониманию), его запрещено употреблять. Если же напиток не содержит естественного этанола (спирта), способного привести к потере восприятия, то напиток, подобно квасу, кумысу, кефиру, разрешено употреблять.
Примечание:
Если квас изготовлен производителями спиртных напитков и пропущен через тот же аппарат, в котором настаивался алкоголь, без его должной очистки, то квас будет считаться нечистотой, и его запрещено употреблять.
Аргументация:
«Любой напиток, который опьяняет в большом количестве, является запретным и в малом, и в большом количестве, будь это вино или что-то другое, в соответствии с хадисом, который передает имам аль-Бухари и Муслим: “Любой опьяняющий напиток – харам (запретное)”. Также является достоверным предание (хадис) Посланника Аллаха, да будет доволен им Аллах: “Я запрещаю вам употреблять малое количество того, что опьяняет в большом количестве.
Муслим передает: “Все опьяняющее – хамр (спиртное), и всё опьяняющее – харам (греховно)”».
«Под опьянением подразумевается только лишь помутнение рассудка».
«Причина запрета спиртных напитков и их нечистоты в том, что от них мутнеет рассудок человека».
«Виноградный сок становится нечистым (наджас), когда в нем происходят изменения, и он вызывает помутнение рассудка, даже если не меняет настроения».
1 См.: Ибн Хаджар, Тухфат аль-Мухтадж, т. 9, с. 178.
2 См.: Ибн Хаджар, Тухфат аль-Мухтадж, т. 1, с. 289.
3 См.: Ибн Хаджар, Тухфат аль-³ Мухтадж, т. 1, с. 303.
4 См.: Хашия аш-Шабрамалляси, т. 1, с. 234.
Отдел фетв Муфтията РД