Рождение ребенка, пожалуй, одно из самых значимых событий в семье. Это накладывает на родителей определенный круг обязанностей. Но есть определенные правила, предписанные к совершению в первые дни его рождения.
В разных культурах существуют свои традиции в обрядах по случаю рождения ребёнка, таких как имянаречение, обрезание, жертвоприношение и т.п. Предлагаем вашему вниманию материал, основанный на фетве Муфтията Дагестана, в которой описываются действия, рекомендуемые совершать мусульманам.
Сразу же после родов желательно (сунна):
1. Прочитать азан в правое ухо новорожденного.
2. Прочитать и’камат в левое ухо.
3. Прочитать в правое ухо конец 36-го аята суры «Алю ‘Имран».
4. Прочитать в правое ухо суру «аль-Ихляс».
5. Протереть небо новорожденного фиником, заранее разжевав его. Если нет финика, то желательно для этого использовать какой-нибудь сладкий продукт, которого огонь не коснулся (например, изюм).
На седьмой день после родов желательно:
1. Дать ребенку имя; (но если родители не намерены на седьмой день резать ‘акик, то желательно наречь ребенка в день его рождения).
2. Зарезать ‘акик.
3. Побрить полностью голову новорожденного.
4. Помазать после бритья голову новорожденного халуком (один из видов благовоний) и шафраном.
5. Отдать милостыню в виде золота или серебра, равную весу сбритых волос с головы новорожденного.
Если ребёнок родился днем, то отсчет семи дней для вышеупомянутых действий начинается со дня рождения. Если ночью, то со следующего дня.
На седьмой день (не считая дня рождения) после родов желательно совершить процедуру обрезания ребенку. Раньше этого нежелательно.
Если не сделали на седьмой день, то желательно на сороковой день, если не совершили на сороковой день, то желательно, когда исполнится семь лет.
Аргументы:
«Сразу же после родов желательно прочитать азан в правое ухо новорожденного и прочитать и’камат в левое ухо. Также желательно прочитать в правое ухо: (конец 36-го аята суры «Аль-‘Имран»).
Передается, что Пророк (с.а.с.) прочитал суру «аль-Ихляс» в правое ухо новорожденного, поэтому желательно прочитать эту суру.
«Также желательно протереть небо новорожденного фиником, заранее разжевав его, и приоткрыть рот ребенка, чтобы финик попал в желудок. Если нет финика, то желательно для этого использовать какой-нибудь сладкий продукт, которого огонь не коснулся (например, изюм)».
«Желательно на седьмой день наречь ребенка именем, даже если он умер до истечения этого срока (т. е. желательно наречь именем, не дожидаясь седьмого дня). Также желательно наречь именем выкидыш, срок которого 120 дней и более. Если пол выкидыша неизвестен, то нарекают общим для мужского и женского пола именем, например, Хинд, Талхат».
«Желательно зарезать ‘акик на седьмой день. Если ребенок родился днем, то отсчет семи дней начинается со дня рождения, если ночью, то отсчет начинается со следующего дня».
«Желательно на седьмой день полностью побрить голову ребенка и помазать после этого голову халуком и шафраном. Желательно, чтобы бритье головы было после акика. Также желательно отдать милостыню в виде золота или серебра на вес сбритых волос».
«Желательно (сунна) ускорить процедуру обрезания на седьмой день отроду, до седьмого дня нежелательно (карахат). Если не сделали обрезание на седьмой день, то желательно на сороковой день, если не совершили на сороковой день, то желательно, когда исполнится семь лет.
В отсчитываемые семь дней не входит день рождения ребенка (т.е. отсчет начинается со второго дня после его рождения). Если ребенок из-за слабости не может перенести обрезания, то обязательно нужно отложить обрезание, пока не пройдет эта слабость». (См.: Тухфат Аль-Мухтадж, т. 9, с. 200).
«Предпочтительнее, чтобы имянаречение состоялось до ‘акика». (См.: Хашия аш-Ширвани, т. 9, с. 373).
Зайнула Атаев, руководитель отдела фетв Муфтията РД