21 ноября российские бухгалтеры отмечают свой профессиональный праздник. Безусловно, эта профессия очень важная и нужная, от работы бухгалтера зависит не только успех одного предприятия, но и экономика всего государства.
Начальник отдела учета и отчетности Управления финансов администрации города Махачкалы, заслуженный экономист Республики Дагестан Ниматулла Мусаев рассказал об особенностях и сложностях своей профессии.
– Ниматулла Шукурович, в каком порядке получатели бюджетных средств и главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетную отчетность?
– Получатели бюджетных средств и главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетную отчетность в порядке, утвержденном Инструкцией № 191н.
Исходя из пункта 3 Инструкции № 191н, отчетным годом признается календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.
Для вновь созданных получателей бюджетных средств и главных распорядителей бюджетных средств первым отчетным годом считается период с даты их регистрации по 31 декабря года их создания. Для казенных учреждений, созданных путем изменения типа государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения, отчетным годом считается период с даты изменения типа (с даты включения созданного казенного учреждения в реестр получателей бюджетных средств) по 31 декабря года их создания.
Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.
Что касается главных распорядителей бюджетных средств – учредителей бюджетных и автономных учреждений, то они формируют сводную (консолидированную) бюджетную отчетность с учетом выверки взаимозависимых показателей годовой сводной бухгалтерской отчетности указанных учреждений, сформированной на основании представленной ими бухгалтерской отчетности по формам и в порядке, которые установлены Инструкцией № 33н.
Обязательным мероприятием перед составлением годовой бюджетной отчетности является проведение инвентаризации активов и обязательств в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации (пункт 7 Инструкции № 191н).
Согласно пункту 6 Инструкции № 191н, бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером, представляется в электронном варианте и на бумажном носителе в установленные сроки.
– В настоящее время часто возникают вопросы по реорганизации учреждений. Какую отчетность должны представлять эти учреждения?
– Реорганизуемое учреждение составляет два комплекта отчетности:
1) промежуточную – формируется на дату после окончания срока для предъявления требований кредиторами. Перед ее составлением должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств;
2) передаточный или разделительный баланс (итоговый). Составляется по завершении всех расчетов по активам и обязательств, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизованных мероприятий на установленную учредителем дату реорганизации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности.
– Представляется ли бюджетная отчетность учреждений, имеющих статус казенных, в налоговые органы?
– В соответствии с действующим законодательством РФ о налогах и сборах налогоплательщики, в том числе казенные учреждения, обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения годовую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.
Непредставление годовой бюджетной отчетности в налоговый орган в установленные сроки признается налоговым правонарушением, за которое в ч.1 ст.126 НК РФ предусмотрены санкции в виде штрафа.
– Какой срок установлен для хранения бюджетной отчетности?
– Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона № 402-ФЗ, бюджетная отчетность хранится в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
– Завершается очередной бюджетный год. Для бухгалтера это особый период.
– У бухгалтерии действительно много работы. Как уже я отмечал, необходимо провести инвентаризацию материальных ценностей, расчетов и других статей баланса, отразить ее результат, начислить износ на необоротные средства, оформить заключительные операции. Кроме того, целесообразно проанализировать деятельность учреждения за год.
Благодаря активной работе наших бухгалтеров совместно со Сбербанком России в городе введена безналичная оплата услуг (родительской платы) для дошкольных образовательных учреждений по проекту «Безналичный Дагестан».
Сегодня в нашей бухгалтерской системе работает много хороших специалистов, мне хочется их назвать: главный бухгалтер администрации Махачкалы Елена Лукьянова, главный бухгалтер Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» Гамзат Курбанов, главный бухгалтер Комитета по управлению имуществом Махачкалы Нурият Магомедова, главный бухгалтер Комитета по спорту, туризму и делам молодежи Махачкалы Хусейн Алиев и много других бухгалтеров.
Одним словом, всех бухгалтеров города поздравляю с профессиональным праздником. Желаю вам положительного баланса, безошибочных подсчетов, правильных отчетов. Баланс – это не «или/или», баланс – это «и».
Бухгалтер – сердце учреждения. Берегите его.
Али АЛИЕВ