Есть множество вещей, которые Аллах запретил нам совершать. Всевышний Создатель, отправив к нам пророков и ниспослав им Священные Писания, указал Своим рабам на то, чего нельзя делать и чего они должны избегать и не допускать в своей жизни.
Если человек не будет следовать этим предписаниям Создателя, он может навредить себе в этом мире и в мире вечном. Эти знания, переданные Всевышним посредством пророков, помогут каждому верующему сберечь свое здоровье и построить отношения с окружающими людьми. Пренебрегая указаниями шариата, человек часто совершает грехи и вызывает на себя гнев Всевышнего Аллаха. Многие не думают, что, нарушая запреты шариата, они ослушиваются своего Создателя. В Судный день мы будем отвечать за каждый грех, и если Аллах не простит нас, то понесем за это соответствующее наказание. Представьте себе, сколько раз в день мы совершаем грехи? Один, два, три? К сожалению, практически никто из нас не может сказать, что он безгрешен. Любой человек грешен, но, несмотря на это, мы должны стараться совершать как можно меньше грехов, а то и вовсе отказаться от них. Человек грешит по причине отсутствия у него соответствующих знаний, а некоторые грехи мы совершаем по привычке и не обращаем внимания на то, что нарушаем предписания Всевышнего Творца.
Итак, какие же грехи человек склонен совершать чаще всего?
1. Грехи языка – ложь, сплетни, клевета. От ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда передается, что он слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Большинство грехов сына Адама (человека) совершаются им посредством своего языка». (Табарани в «Аль-Му’джам аль-кабир», 10446; Байхаки
в «Шу’аб аль-иман», 4584).
Человек в День воскрешения явится на Великий суд с большим количеством благих дел, которые он совершил в этом мире, но он будет опечален, узнав, что его собственный язык испортил их. От Абу Хурайры передается: «Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил людей: “Знаете ли вы, кто является неимущим (банкротом)?” Они ответили: “Неимущим среди нас называют тех, у кого нет ни денег, ни имущества”. Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: “Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскрешения принесет с собой намазы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда что-то из его благих дел будет отдано этому и что-то – этому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, то станут брать грехи обиженных им и возлагать на него, а потом его ввергнут в Ад”» (Имам Ахмад, 8842; Муслим, 2581; Тирмизи, 2418; Байхаки в «Шу’аб аль-иман», 338).
Многие из нас совершают благие деяния: соблюдают днем пост, выстаивают ночные молитвы и остерегаются даже незначительных нежелательных вещей. Однако они с легкостью уничтожают всю награду за эти благодеяния, не остерегаясь грехов языка.
2. Обиды. У каждого человека есть привычка таить обиду на тех, кто ему чем-то навредил. Кто-то таит в себе эту обиду долго, кто-то забывает о ней, а некоторые копят эти обиды, порой это может тянуться годами. Однако ислам не разрешает верующим держать обиду друг на друга более трех дней. Три дня – это максимальный предел, и чем раньше обидчики простят друг друга, тем больше наград получат за это. А тот, кто первым прощает обиду и предлагает мириться, считается лучшим из них. От Абу Аюба передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не разрешается мусульманину прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более, чем на три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого». (Имам Ахмад, 2357; Бухари, 6237; Муслим, 2560; Абу Давуд, 4911; Тирмизи, 1932).
Несмотря на такое предостережение от Пророка (с.а.с.), мы продолжаем обижаться на своих братьев по вере и порой враждуем с некоторыми из них. Отложив личные обиды в сторону, мусульманин должен простить своего брата по вере и каждый день встречать его приветствием и улыбкой на лице.
3. Зависть.
Каждый из нас знает, что любой человек добивается успеха в жизни только по воле Всевышнего Аллаха. Наш Создатель по Своему усмотрению распределил мирские блага между людьми. Тем не менее мы практически каждый раз раздражаемся, а порой даже злимся успеху других людей. Эта отрицательная черта не приносит нам никакой пользы и способна только очернить наше сердце. От Абу Хурайры передается, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Остерегайтесь зависти, воистину, она пожирает благие дела подобно тому, как огонь пожирает дрова» (Абу Давуд, 4903; Байхаки в «Шу’аб аль-иман», 6184).
Человек, искренне уверовавший в Создателя, не может проявить зависть, ведь это означает несогласие с тем, как Всевышний Аллаха распределил свои блага. Хотя мы и не ведаем об этом, но в таком раскладе скрывается великая мудрость Творца. Поэтому верующий должен принять это и смириться, ибо в одном сердце не сочетаются зависть и вера. От Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «И не соберутся в сердце раба иман (вера) и зависть» (Ибн Хиббан, 4606).
Нет такого греха, от которого невозможно избавиться. Человек должен стремиться к знаниям и беспрекословно исполнять предписания Всевышнего Аллаха. Только так он сможет достичь довольства своего Создателя. Наилучшим примером в этом для нас служит Пророк Мухаммад (с.а.с.).
Грехи, которые мы совершаем каждодневно, отдаляют нас от милости Аллаха. Мы каждый день совершаем множество обязательных и желательных поклонений, сторонимся больших грехов и стараемся соблюдать запреты Всевышнего, но если день за днем мы совершаем вышеперечисленные и другие грехи, то будет ли польза от нашего поклонения?
Муслим Абдулаев,
теолог