Почему дагестанцы не хотят платить налоги?
Ни для кого не секрет, что у среднестатистического жителя Дагестана отношение к теме налогов особенное. Если есть возможность избежать этого бремени, то дагестанец обязательно это сделает и не сочтет чем-то криминальным и зазорным.
Период расцвета социальной рекламы «Заплати налоги и спи спокойно», который страна прошла 20 лет назад, Дагестан переживает сегодня, только теперь вместо обезличенных социальных роликов платить налоги призывает конкретное должностное лицо – Глава республики Владимир Васильев, рассказывающий дагестанцам о корреляции между заплаченными налогами и появлением в регионе достойной социальной инфраструктуры. Но убеждает ли это население?
В сложной системе взаимоотношений «дагестанцы и налоги» разбирались «МИ».
КОМУ? ЗАЧЕМ?
Хотите, чтобы Дагестан лучше жил – платите налоги, призывает Васильев. Но дагестанцы, потерявшие за последние десятилетия веру во власть и лучшее будущее для республики, давно научились выживать «по-своему».
Результаты нашего опроса в популярных дагестанских группах в социальной сети Facebook лишь подтвердили эту теорию. Его участники в большинстве своем уверены, что жители республики, не желающие платить налоги, имеют на это полное право.
Хотелось бы сразу оговориться, что мы не налоговая инспекция, поэтому наш интерес в этой теме сугубо познавательный – узнать мотивацию людей.
Участница группы «Дагестан Online» Сапият Акаева называет две причины, почему дагестанцы не спешат платить налоги. Первая – потому что не видят отдачи от уплаты налогов. Вторая – потому что семейного бюджета не хватает на все обязательства по налогам и коммуналке. «Поэтому и уклоняются всеми возможными способами. Кстати, по опыту, почему-то люди прямо связывают налоги и плату, например, за газ. Дескать, мы налоги платим, а следовательно и за газ. Вроде бы смешно для образованного человека звучит, но это обывательское мнение очень часто встречается», – обращает внимание девушка.
Пользователь Facebook Ролан Алиев уверен, что не хотят платить не только дагестанцы, и причины вполне естественные – низкий доход и высокое налоговое бремя.
Рамазан Кардаштиназул перечисляет все виды налогов, которые гражданам страны приходится платить. «Подоходный, социальный, имущественный, НДС, земельный и т.д. Плюс “Платон”, капремонт, мусорный. Это то, что на поверхности. А сколько еще скрытых налогов. Нереально добровольно платить такое количество налогов с того мизера, который получает россиянин за труд», – считает Рамазан.
ПЛАТЕЛЬЩИКИ И НЕПЛАТЕЛЬЩИКИ, ИЛИ ЗАКЯТ ВМЕСТО НАЛОГА
Роза Эльдарова обратила внимание участников развернувшейся дискуссии на то, что добропорядочные люди налоги платят, а с недобропорядочных надо строже взимать, с процентами. Тогда и платить будут. «Если государство не может заставить работодателей честно платить налоги и давать “белую” зарплату своим работникам, то что говорить о тех, кто перебивается случайными заработками? С самозанятых, живущих за счет своего труда, вообще не надо взимать налоги, поощрять их надо», – высказала мнение участница опроса.
Пользовательница Facebook Зарипат Алиева рассказала, что в ее окружении налоги платит большинство. Более того, она задается вопросом: как можно его не платить? «Кто уклоняется от уплаты налогов, тот под крылом у налоговиков либо это их плохая работа. Если с кого-то не взыскали, то это недоработка судприставов», – считает она.
Еще одна участница опроса, Айша Магомедова, призналась, что людей, не платящих налоги, считает алчными. При этом сама она живет на одну зарплату и налоги всегда платит.
Сахратула Мусаев ответил вопросом на вопрос: «Вы думаете, если 20-30 тысяч заработал, то надо сразу бежать налоги или за коммуналку платить?» Примерно так же размышляет и Мурад Магомедов. «Когда расходы превышают доходы, с чего народ должен платить??? Большинство дагестанцев живут за чертой бедности», –
констатировал мужчина.
Судя по высказанным мнениям, помимо обозначенных выше, в дагестанском обществе есть и другие настроения. К примеру, такое: государство нам ничем не помогло, поэтому мы ему ничего не должны.
«“Это мой дом, сам купил участок, сам построил дом, сам подвел коммуникации, сам сделал дороги и т.д.” – самые распространенные отмазки налогонеплательщиков. Черт побери, и они в большинстве случаев правы», – написал участник группы Dagestan Today Muslim Abdula.
Пользовательница Fatima Fatima придерживается такого же мнения. «Мне государство не помогло ничем, когда начинала бизнес, хотя есть у нас поддержка малого бизнеса и помощь начинающим. Но теперь, когда я уже все наладила сама, приходят и просят оформить ИП, поставить кассовый аппарат и т.д.», – поделилась личным примером участница группы.
Среди наших респондентов вычленилась еще одна, отдельная категория граждан, имеющих свой взгляд на проблему. А точнее, на ее решение. Дагестанцы платят закят (налог, предписанный мусульманам по шариату) – и этого достаточно. А Ладик Шикерханов даже предложил назвать налог закятом, и тогда, по его мнению, дагестанцы охотнее начнут платить. «Я знаю ответ. Не “налог” надо назвать, а “закят”, и собирать в Курбан-байрам», – уверен житель республики.
Сегодня в республике к профилактике актуальных проблем общества, учитывая, какая роль в нем отводится религии, активно подключают представителей местного духовенства. Имамы мечетей рассказывают прихожанам о том, что, к примеру, терроризм – это зло, лихачество на дорогах – тоже. Говоря же о воровстве, являющемся в исламе безусловным грехом, дагестанские алимы доводят до сведения мусульман республики, что воровство у государства в виде хищения газа, электроэнергии или отказ платить за эти блага – так же порицаемо и недопустимо в религии.
Но что говорит ислам о государственных налогах? Это отдельный и очень интересный вопрос, ответ на который в отделе фетв республиканского Муфтията к моменту выхода публикации нам получить не удалось.
ТАКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Теоретизировал рассматриваемую проблему политолог Эдуард Уразаев. В комментарии «МИ» эксперт рассказал, что она связана с целым рядом причин, которые можно разделить на две основные категории.
«Если взять историко-экономические причины, то в Дагестане ввиду фактического отсутствия крупного производства у людей сформировалась психология мелкого крестьянства, мелкого лавочника, мелкого торгаша, у которого есть собственные экономические интересы. Он привык в своем хоть и бедном хозяйстве рассчитывать на свои силы и учитывать, в первую очередь, свои интересы. Поэтому и соблюдать государственную дисциплину, рассчитываться в первую очередь с государством не собирался. Такая психология», – отмечает Уразаев.
Говоря о политических причинах, собеседник «МИ» обращает внимание на то, что в Дагестане не было сложившегося ни рабовладельческого строя, ни феодального. Республика проходила путь капитализма, но опять-таки в основном мелкого, рыночного. Путь крестьянского и торгового капитала. А формировавшиеся политические структуры были не жесткими, не жестокими и не централизованными, где государство оставалось в роли внешнего игрока.
Что касается новейшей истории Дагестана, то и здесь не все было гладко, констатирует эксперт.
«В последние десятилетия Дагестан пережил довольно сложное время. С одной стороны, полный развал многих экономических структур – падение промышленности, крупных колхозов, совхозов. Республика была бедная, дотационная, с самым низким уровнем зарплат в России. Это тоже сыграло на возможности “легко” рассчитываться с государством за газ и электроэнергию. Формировалась такая психология: где бы как бы обмануть государство.
Мы – окраина России, мы были в условиях блокады во время чеченских событий, плюс борьба с экстремизмом. Соответственно, правовое поле формировалось по собственным внутренним законам, поэтому у нас сильно развивалась бытовая коррупция – коррупция на низовом уровне. И на высшем уровне она тоже была», – подчеркивает политолог.
Сегодня с коррупцией на высшем уровне начали бороться, однако на низовом уровне эта борьба идет с большим трудом и «скрипом», считает Эдуард Уразаев, т.к. люди уже привыкли каким-то «левым» способом решать свои экономические проблемы взаимоотношения с государством, в том числе и с платежами, и чиновники привыкли использовать государственный карман и контрольно-надзорные функции в своих личных интересах.
Изменится ли ситуация в ближайшее время или ждать существенных подвижек в сознании народа и чиновников придется еще долго?
Эксперт полагает, что все зависит от того, как будет развиваться экономика страны. При положительных тенденциях в развитии экономики России в целом, росте доходов населения и параллельном развитии цифровой экономики будет постепенно сужаться поле для бытовой коррупции и воровства.
«Этот процесс будет очень сложным. Многое зависит от дальнейшего развития событий в стране. Если в экономике России будет наблюдаться определенный прогресс, если внешняя и внутренняя ситуация для страны начнет меняться, то и в Дагестане будут позитивные изменения. Но если события в стране будут развиваться негативно, то и в Дагестане эти проблемы будут сохраняться с незначительными, может быть, улучшениями.
Но, я думаю, что это вопрос не ближайших пяти лет. Может быть, это произойдет чуть позже. Здесь встает вопрос политической воли, тесно взаимосвязанный с экономикой», – уверен эксперт.
Несмотря на особенности исторического развития, сложившийся менталитет и не самый высокий уровень жизни, закон не освобождает граждан от налогов. И платить все-таки придется.
Бэла БОЯРОВА