Он не верит в конкуренцию. А еще в удачу (и неудачу). И планирует уже в следующем году запустить проект, после которого у нас не останется другого выбора, как признать: да, кофе – это по-дагестански. Генеральный директор и соучредитель компаний AndCOFFEE, GroundCoffeRoaster, GroundCoffeеShop и Aksakal Мухаммад Саидов рассказал о том, как начал свое дело, слегка подискутировал с Черчиллем (с нашей подачи) и объяснил, чем же так хорош национальный проект «Мой бизнес».
– Почему вы решили заняться бизнесом?
– У меня не было цели открыть свое дело. Скорее, была жажда развития. Я много где работал, и первоначально это было обусловлено необходимостью финансового достатка. Но в какой-то момент интересы сменились. Это произошло во время работы в кофейне З&M. Я прошел путь от администратора до руководителя нескольких подразделений. В моей жизни начался период, который, наверное, многие и ищут. Когда все хорошо, все налажено, ты не перетруждаешься. Такой формат стабильности. Именно это состояние и начало меня напрягать. Я понял, что деградирую. Вот тогда и пришла идея открыть кофейню моноформата. Где будет кофе, атмосфера и десерт. Команда собралась еще в период работы в З&M. Мы нашли деньги, сняли двухкомнатную квартиру под кофейню и так оказались в кофейном бизнесе. Я выбором доволен. Моя заслуга лишь в том, что благодаря ценностям, заложенным родителями и религией, я принимал правильные решения. Радует, что мой продукт изначально дозволен религией. Это халяльный бизнес. Да и сам продукт только развивается. В США американец в среднем выпивает 200 литров кофе. Россиянин – 25 литров. Есть куда расти.
– Черчилль считал, что успех – это умение двигаться он неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма. Согласны с этим утверждением?
– Не существует удачи или неудачи. Результат приносят и хорошие ситуации, и плохие. Нужно лишь научиться извлекать выгоду в обоих случаях. В предпринимательской деятельности необходимо идти на риск. Был момент, когда мы с командой рискнули и слегка не учли свои ресурсы. Как финансовые, так и человеческие. Но мы внимательно изучили ситуацию и нашли выход. У нас есть постоянный рост. Открываются новые точки. В феврале 2020-го мы запускаем новый проект, аналогов которому нет в Дагестане, да и по всей России. Кофейня с дагестанским духом под брендом Aksakal. Дагестан не ассоциируется с кофе. Мы это исправим. Есть Starbuks, и все знают, что это – США. Почему бы не создать компанию, о которой все будут знать, – это дагестанская кофейня. Это будет большое кофейное пространство, 500 квадратных метров: и ресторан национальной кухни, и кофейня, и brew bar.
– А brew bar это у нас…
– Это кофейня, где применяется альтернативный способ приготовления зерна по последним технологиям мирового рынка.
– Проект амбициозный. Нервничаете перед запуском?
– Я не нервничаю в принципе. У человека, который занимается бизнесом, должен быть холодный рассудок. К тому же я, как верующий человек, понимаю, что все, что происходит, – благо.
– Конкуренция тоже?
– В моем понимании конкуренции не существует. Каждому человеку предопределен свой достаток, и не подвластно одному человеку повлиять на достаток другого человека. Это ложная мысль, которая навязывается обществом. Отсюда и снимаются границы того, что надо следить за конкурентами или тем более в чем-то с ними соревноваться. Я не вижу в этом смысла. Я не думаю, что люди, которые создавали самые уникальные продукты за всю историю человечества, смотрели на конкурентов. Они придумывали что-то свое. Я даже не знаю большинства своих конкурентов. Но очень уважаю этих людей. Понимаю, какой труд они выполняют. И благодарен за то, что они развивают кофейную культуру.
– Как считаете, бизнесмен должен заниматься благотворительностью?
– Скажу так. Бог создал нас в обществе и предопределил достаток каждому. И если у тебя достаток больший, чем у других, ты должен понимать – у тебя часть достатка другого человека. И ты должен им поделиться. Это очень хорошо, когда у тебя есть возможность безвозмездно помогать другим людям. Ведь сами по себе деньги не приносят удовольствия. Они приносят обязательства. А удовольствия приносят другие вещи.
– Например?
– Самореализация, личностное развитие. Есть люди, вместе с которыми ты воплощаешь какие-то интересные идеи, вы обмениваетесь друг с другом положительной энергией. Ну и конечно же семья. Мать, отец… быть рядом с ними, радовать их – вот от чего можно получать удовольствие.
– В чем преимущества проекта «Мой бизнес»?
– Знаете, предпринимательский дух – тематика, которая развита в США, хотя я наш народ считаю очень предприимчивым. Очень целеустремленным. Наша команда на разных этапах сталкивалась со множеством трудностей, особенно в самом начале. И если государство будет целенаправленно создавать условия для предпринимательской деятельности, это может стать большим толчком для начинающих бизнесменов. Многие вымышленные страхи, которые существуют в обществе, будут сняты.
– О каких страхах идет речь?
– То, что законы, которые регулируют предпринимательскую деятельность в нашей стране, сложные, непонятные, а зачастую и вовсе мешающие работе. Если вникнуть в суть этих законов, ты понимаешь – там много того, что поможет тебе, застрахует тебя от рисков, которые ты сам бы не учел. Если есть такой проект и цель его – улучшить условия предпринимательской деятельности на рынке, это будет большим плюсом и для молодых, и для действующих предпринимателей. Да и для самого государства. В конечном итоге предприниматели вносят немалый вклад в развитие республики, в создание рабочих мест. Начинающим предпринимателям не придется обращаться в разные инстанции – всю информацию, необходимую для открытия удачного старта, они смогут получить в одном месте.