Потомок Посланника Аллаха (с.а.с.) выдающийся ученый-богослов, совершенный шейх накшбандийской и кадирийской ветвей суфизма, духовный преемник шейха Мухаммада Аль-Яраги, духовный наставник имамов Гази-Мухаммада и Шамиля – шейх Джамалуддин Аль-Хусайни Аль-Газигумуки ад-Дагистани родился в 1788 году в селении Казикумух (нынешнего Лакского района Дагестана). Его благословенная родословная восходит к нашему господину (саййид) Хусайну, сыну четвертого праведного халифа Али бин Абу Талиба и Фатимы Аз-Захры, дочери Пророка Мухаммада (с.а.с.). Поэтому к его имени добавляют почетный титул «ас-саййид» (господин), что указывает на принадлежность к семейству Пророка (с.а.с.), или его величают нисбой аль-Хусайни, что означает, что он потомок Хусайна.
Отец Джамалуддина – Макабутта
приложил все усилия для благочестивого воспитания сына, который получил блестящее для своего времени образование. Будущий шейх учился у ученых-богословов своей эпохи и сам также стал достойным ученым, занимавшим видное место в духовной жизни дагестанского общества. Джамалуддин получил образование в ряде селений Северного Кавказа, а затем в Османском халифате. Исследователи отмечают, что он знал несколько дагестанских языков, что позволяло ему в последующем общаться с посетителями на их родном языке, а также знал арабский, персидский, русский и тюркский языки. Сын шейха Джамалуддина Абдуррахман
в книге «Воспоминания…» пишет, что в молодости его отец служил делопроизводителем у генерал-лейтенанта Аслан-хана – одного из правителей Казикумуха, назначенного Российским государством правителем Кюринского ханства, и пользовался почетом у него. Когда он узнал о шейхе Мухаммаде аль-Яраги (1771–1839 гг.) из селения Яраглар, то вступил в накшбандийский тарикат под его руководством. Вернувшись домой, он отказался от должности делопроизводителя, занялся поклонением Богу, Его поминанием и стал придерживаться уединения. О знакомстве Джамалуддина с шейхом Мухаммадом Аль-Яраги и последующем вступлении под духовную опеку последнего известный дагестанский шейх Шуайб-афанди
(ум. в 1330 г. хиджры) в книге «Табакат…» пишет следующее: «Когда слава о шейхе Мухаммаде Аль-Яраги разошлась далеко, то Аслан-хану также стало известно о том, что люди стекаются к нему и следуют ему. Большинство жителей Кюринского ханства были подданными Аслан-хана. Его охватило беспокойство, и он отправил своего делопроизводителя Джамалуддина, чтобы изгнать шейха из своих владений и запретить народу следовать ему. Прибыв к шейху Аль-Яраги, Джамалуддин вознамерился нанести удар, однако шейх посмотрел на него и произвел на него одним взглядом такое сильное духовное воздействие, что кнут выпал из рук Джамалуддина, и он стал последователем шейха. Он раскаялся, и шейх обучил его поминанию (зикр) Аллаха и суфийским заданиям (вирд). Затем он вернулся в Казикумух и в течение нескольких дней скрывался от Аслан-хана. Хан и народ удивились этому. Правителю сообщили, что Джамалуддин стал мюридом шейха Мухаммада аль-Яраги. С этого времени началась вражда Аслан-хана с шейхом Джамалуддином. Он потребовал к себе шейха с целью убить его. Когда его привели, и он стоял перед ханом, опершись на палку, Аслан-хан вдруг побледнел, встал с места, вышел в свою комнату перепуганный и сказал: “Отпустите его домой и не причиняйте ему вред. Воистину, когда он предстал передо мной, я увидел, что его десять пальцев излучают свет, как светильники”».
Аслан-хан несколько раз хотел убить его, однако Всевышний Аллах уберег шейха от зла притеснителя. Однажды хан позвал к себе известного в Дагестане ученого Саида Аль-Аракани (ум. в 1250 г. хиджры) и попросил у него богословско-правовое заключение (фетву), дозволяющее убить шейха Джамалуддина. После того как Саиду стало известно о положении и поклонении Джамалуддина, он сказал Аслан-хану: «Если ты причинишь ему зло, то, несомненно, тебя постигнет злополучие этого». И хан отказался от задуманного. Шейх Джамалуддин обладал способностью творить многие чудеса – караматы. Сын шейха Абдуррахман об этом поведал следующее: «Однажды Аслан-хан сказал шейху: “Люди говорят, что ты достиг степени святости, степени праведника (вали) и обладаешь способностью творить чудеса праведников. Если это правда, то покажи мне какое-нибудь из своих чудес (караматов), чтобы и я признал их”.”Я не святой, а раб Божий, оставь меня в покое!” – сказал ему шейх. Тогда Аслан-хан сказал ему: “Если ты не покажешь какое-нибудь из своих чудес, то я тебя убью”. Когда шейх увидел, что нет покоя от хана, он позвал одного из его доверенных людей на дорогу селения Казикумух, по которой проходили животные и люди. Он начертил палкой посредине дороги четырехугольник и сказал ему: “Здесь находится могила женщины по имени Райханат, которая в давние времена пала смертью мученицы за веру, и она лежит в своей могиле свежая, не истлевшая, и ее саван в таком же состоянии”. Посланец хана засмеялся и сказал: “Как же возможно, чтобы здесь, где лежит навоз, была могила человека? Если ты окажешься прав в своих словах, то пусть будет так, а в противном случае Аслан-хан убьет тебя”. В это время один из мюридов шейха подошел с быком к этому месту и сказал: “Если здесь окажется могила, то я тут же зарежу этого быка в качестве пожертвования (садака) за душу Райханат”. Они принялись копать в указанном шейхом месте. Шейх также определил глубину могилы. Когда они выкопали могилу до указанной глубины, то в самом деле обнаружили свежий труп женщины, у которого не истлел ни один орган и не выпали волосы, как будто труп был зарыт в тот же день. Посланец донес Аслан-хану все, как было, и тот признал караматы, которые всегда отрицал. С этого дня хан оставил шейха в покое и почете».
(Продолжение следует)
Мухаммад Гаджиев, историк ислама