Окончание. Начало в №4.
Шейх Мухаммад аль-Яраги воспитал Джамалуддина и довел до высоких духовных степеней совершенства.
От него же Джамалуддин получил и разрешение (иджаза) на духовное наставничество людей в накшбандийском тарикате. Это было при жизни правителя Аслан-хана. Люди со всех концов Дагестана стали посещать шейха Джамалуддина. Когда сплетники узнали об этом, то стали замышлять зло и приходили к хану с целью испортить отношения между ними. Аслан-хан стал побаиваться распространения тариката в Казикумухском ханстве, полагая, что впоследствии люди могут отвернуться от него. И тогда он изгнал шейха Мухаммада аль-Яраги из родного села, как изгнал Джамалуддина из его села. Шейх аль-Яраги отправился в селение Балахани и жил там в течение определенного времени, а Джамалуддин отправился в селение Куппа при Цудахаре, опасаясь за свою жизнь, где и оставался до смерти Аслан-хана, а потом вернулся домой и жил там до объявления имамом Шамиля (1797–1871). Тогда шейх Джамалуддин переселился жить к нему. Через шейха Казикумухского в тарикат вступили имамы Гази-Мухаммад (1795–1832) и Шамиль. Дочь Джамалуддина Захидат
стала женой имама Шамиля. Имам Шамиль часто обращался к своему наставнику Джамалуддину за советом по вопросам государственного правления, международных отношений и мусульманского права. Знания, ум, мудрость и опыт Джамалуддина помогали имаму Шамилю руководить государственным образованием Имамат. Шейх Шуайб-Афанди
после приведения некоторых достоинств шейха и истории его кончины пишет, что у шейха Джамалуддина имеется такое множество достоинств, что невозможно их все описать. Он также был кутбом – духовным наставником высшего уровня. Помимо накшбандийского тариката, шейх Джамалуддин имел право на наставничество (иджаза) в кадирийском тарикате, которое дал ему совершенный шейх Ибрахим Аль-Кадири. У шейха Джамалуддина было три сына: Абдуррахман, Абдуррахим
и Мухаммад. Старшие сыновья шейха Абдуррахман и Абдуррахим были женаты на дочерях имама Шамиля Нафисат и Фатимат, соответственно. Абдуррахман был достойным ученым-богословом. Скончался он в 1317 (1990) году хиджры. Абдуррахим же скончался в 1322 году хиджры. Что касается Мухаммада, то он также был ученым-богословом, литератором и поэтом и обладал красивым почерком. Перу шейха Джамалуддина принадлежат несколько известных прекрасных произведений по вероучению ислама. Самым популярным из них является книга «Аль-Адаб аль-марзыйя фи ат-тарика ан-накшубандиййа» («Этические нормы накшбандийского тариката, вызывающие довольство Господа»). В ней собраны основные этические нормы накшбандийской ветви суфизма, которые необходимо соблюдать ее последователям. Другим его трудом является «Кифайат аль-‘авамм» («Достаточное простолюдинам»), посвященный основам мусульманской религии. Третье известное произведение шейха называется «Аль-Кавль ас-садид фи джаваб рисала Саид ли аш-шайх аль-муршид Джамалуддин» («Здравое слово шейха, наставника Джамалуддина в ответ на послание Саида»). Оно посвящено описанию тяжких грехов. После того, как пал Имамат, шейх Джамалуддин вместе со своей семьей и доверенными людьми переселился в Темир-Хан-Шуру (нынешний город Буйнакск). Он не вернулся на свою первую родину, в родное село, боясь, что его переселение (хиджра) пропадет даром. Вместе со своими старшими сыновьями Абдуррахманом и Абдуррахимом и старшей женой в течение определенного периода он жил в Темир-Хан-Шуре. Потом переселился в Россию. Однако его сыновья Абдуррахман и Абдуррахим через некоторое время вернулись на родину. А шейх Джамалуддин в 1862 году переселился в Османский халифат, прибыл в Исламбул (Стамбул) и жил там в течение нескольких лет. Абдуррахман пишет, что турецкий султан Абдуль-Азиз
(1830–1876) уважал его и называл дагестанским шейхом.
После кончины шейха Мухаммада аль-Яраги шейх Джамалуддин Казикумухский стал ценнейшим звеном в золотой цепи тариката. Люди во всех городах и селах приняли его с довольством. Шейх Джамалуддин довел до совершенства и высоких духовных степеней множество людей. Самым совершенным его духовным преемником, достигшим наибольших высот в познании Аллаха, был шейх Мамма Дибир ар-Рочи (1778–1878), который слыл отрешенным от мирского и скрупулезным в соблюдении предписаний религии человеком. Об этом свидетельствует шейх Шуайб-Афанди Аль-Багини, бывший учеником шейха Ар-Рочи. Скончался шейх Джамалуддин Казикумухский в 1283 (1866) году хиджры и похоронен в городе Стамбуле, в квартале Ускюдар на кладбище Караджа-Ахмад. Да будет Всевышний Аллах доволен им, и да наделит Творец нас его благодатью!
Магомед Гаджиев, историк ислама