Мнений, как сегодня решать «троллейбусный вопрос» в Махачкале, много, но основных и диаметрально противоположных – два. Одно – утопическое – «распустить все маршрутки» и оставить только троллейбусы с автобусами, второе – пессимистическое – ничего не делать: нерентабельный «рогатый» транспорт со временем и так исчезнет с наших улиц.
Несмотря на это, махачкалинские троллейбусы сегодня, как «последние из могикан» муниципального общественного транспорта, курсируют по городу. В большинстве своем морально устаревшие, давно потерявшие свой «товарный» вид, с потрескавшимися сиденьями, изо дня в день подвергающиеся «эпистолярному» вандализму, но продолжающие выходить на линии и выполнять свой «общественный долг». Есть ли будущее у этого транспорта?
35 ТРОЛЛЕЙБУСОВ НА ГОРОД
На сегодняшний день в махачкалинском троллейбусном парке находится 44 троллейбуса, 43 из которых предназначены для выезда на линии, одна машина – для техпомощи. Из 43-х машин сегодня на «работу» в будние дни выезжают 34-36 машин. В выходные – 27-30 максимум. Последний раз парк обновлялся в 2018 году. Тогда было приобретено 4 новых троллейбуса с автономным ходом – 20 км могут ездить на аккумуляторах, т.е. без электричества.
В этом году Махачкала планирует попасть в федеральную программу Минтранса России, предполагающую 60%-ное субсидирование при закупке новых троллейбусов. «Если нас включат в программу, то мы получим 40 новых троллейбусов, – рассказал «МИ» о возможных перспективах директор МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» Рамазан Маликов. – Если мы закупим троллейбусы с автономным ходом без контактной сети, это позволит нам удлинять маршруты. К примеру, запустить троллейбус от магазина «1000 мелочей» и дальше по ул. Булача до кольца на пр. Насрутдинова».
Сегодня махачкалинские троллейбусы работают на пяти маршрутах. Три из них внутригородские, два – межмуниципальных «Махачкала – Каспийск».
Директор предприятия подтверждает, что троллейбус – это транспорт убыточный, но так обстоят дела не только в Махачкале.
«Во всем мире так. Нет ни одного прибыльного троллейбусного парка. Наш тариф 13 рублей на сегодняшний день является самым низким в России.
В остальных городах стоимость проезда в троллейбусе варьируется в пределах 18, 20, 23 рублей.
Поэтому, конечно, нас субсидирует город. Нашим учредителем является городской Комитет по управлению имуществом. Ежегодно мы получаем субсидии из городского бюджета», – рассказывает собеседник «МИ».
Однако с мнением, что у троллейбуса как вида транспорта в Махачкале нет будущего, чиновник не согласен.
«В прошлом году мэр города Салман Дадаев
нас очень сильно поддержал и помог, выделив дополнительные субсидии на погашение долгов, накопившихся с 2014 года», – отмечает директор МУПа.
При этом он обращает внимание на то, что, согласно закону, город имеет право субсидировать из своего бюджета только внутригородские маршруты, когда речь идет о межгороде, то субсидии должны поступать из Минтранса республики.
«Может, Минтранс обратит на это внимание, и республика заложит на это деньги в бюджете. У нас два межмуниципальных маршрута, которые никем не субсидируются, и мы уже третий год возим пассажиров себе в убыток», – поясняет руководитель муниципального предприятия.
Что касается конкуренции, то маршрутка троллейбусу не конкурент, подчеркивает Рамазан Маликов. Впрочем, как и автобус.
«Единственное – у нас дублируются маршруты с автобусами “Нефаз”, но мы находим с ними общий язык, выходим на линии по очереди. Когда нас отключают, они нас поддерживают, мимо не проезжают. С ними у нас взаимопонимание», – рассказал собеседник «МИ».
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА И ВНУШИТЕЛЬНЫЕ СУБСИДИИ
Подробнее о федеральной программе, в которую может попасть Махачкала, мы поговорили с начальником Управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Махачкалы Андреем Гусейновым. Он пояснил, что в случае, если Махачкале удастся попасть в программу, она получит значительную субсидию, которая даст возможность приобрести в лизинг на льготных условиях новый подвижной состав – 40 троллейбусов и 50 автобусов большой вместимости. Программа называется «Обновление подвижного состава» и реализуется в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Здесь важно отметить, что, если столица Дагестана получит субсидию, то у нее появится новый вид муниципального транспорта – автобусы, т.к. курсирующие сегодня по Махачкале и межгороду «Махачкала – Каспийск» «Нефазы» находятся в ведении республиканского предприятия.
«Это будет уже чисто муниципальный транспорт, который даст нам возможность покрыть ими магистральные маршруты если не полностью, то в большом количестве, т.е. без участия автобусов малого класса», –
отметил Гусейнов.
Что касается дня сегодняшнего, то, по словам начальника городского Управления транспорта, работающие в Махачкале троллейбусы перевозят лишь 5% из всего пассажиропотока. Убрать маршрутки, оставив одни троллейбусы с автобусами – утопично, считает чиновник. И объясняет, почему. «Во-первых, потому, что улично-дорожная сеть города не приспособлена для движения троллейбусов и автобусов большой вместимости. Для этого существуют только магистральные улицы, по которым администрация города и планирует запускать новый муниципальный транспорт, если попадет в программу. На этих магистральных маршрутах, которые проходят по главным магистралям города, будет минимизировано количество транспортных средств малого класса, т.е. маршрутных такси», – рассказал собеседник «МИ».
ЧТО ТАМ ПО ТАРИФУ?
Действующий сегодня в Махачкале тариф на проезд в муниципальных троллейбусах (13 рублей) был рассчитан и установлен в 2017 году, говорит Андрей Гусейнов. При этом он обращает внимание на то, что экономически обоснованный тариф с имевшихся тогда расчетов составлял 21 рубль 67 копеек. Установив цену в 13 рублей, город доплачивает, т.е. дотирует муниципальному предприятию за каждого пассажира 8 рублей 65 копеек.
В 2018 году сумма дотаций из городского бюджета составила 15 млн рублей, в 2019-м – свыше 18 млн рублей.
Если Махачкала попадет в программу Минтранса России, то, по всей видимости, субсидии из городской казны возрастут в разы, т.к. тариф на проезд в новых троллейбусах и автобусах будет также регулируемым.
«Одним из основных условий участия в конкурсе является регулируемый тариф. Я не знаю, на какую сумму он будет отрегулирован, на какой цене проезда остановится город, но, естественно, он будет субсидироваться и тариф будет однозначно регулируемым. Не будет экономически обоснованного тарифа в размере 23-25 рублей. Конечно, Он будет меньше», – подчеркнул начальник Управления транспорта.
При этом Андрей Гусейнов обратил внимание, что общественный транспорт везде убыточен. К примеру, Москва датирует половину стоимости проезда в размере 35-37 рублей.
«Дотируют все города, но по-разному. Некоторые дотируют общую перевозку, для всех, некоторые – для определенных социальных категорий граждан. Махачкала дотирует проезд в троллейбусах для всех граждан», – отметил чиновник, добавив при этом, что город намерен и дальше развивать этот вид транспорта.
Бэла БОЯРОВА