Ричарда Третьего в Махачкале показывают уже в четвертый раз. И каждый раз кажется, что этого мало. Спектакль, поставленный по пьесе Уильяма Шекспира, притягивает к себе не только блестящей игрой актеров, но и музыкой, оформлением сцены и игрой цвета – тотального черного, кроваво-красного и грязно-белого.
Малый зал Русского драматического театра полон. Именно на этот большой, 4-х часовой спектакль, поставленный благодаря федеральному гранту Министерства культуры РФ, билеты в свободной продаже достать крайне затруднительно. Такой готический, темный Ричард, которого когда-то прозвали «Кровавым», оказался понят и принят дагестанской публикой с первого же выхода на сцену в аляповатом корсаже и с картонной короной на голове, волоча за собой жестяные банки из-под пива и энергетиков.
Ричард, которого играет один из ведущих актеров театра имени Ермоловой Николай Токарев, жаждет власти, но взойти на престол законным методом – не его история, да и в очереди на престолонаследие он не в первых рядах.
Поэтому он решает действовать одним, на его взгляд, эффективным способом – методично устранять соперников, не щадя никого – ни брата, ни племянников, ни даже собственную мать. На пути к престолу он буквально выстилает дорогу из трупов под песни Мэрлина Мэнсона и группы Depeche Mode. Он видит только цель и не видит препятствий. Благодаря врожденному коварству ему удается магическим образом перетянуть на свою сторону соперников, а потом с легкостью от них избавиться. Ричард сам признает, что является человеком жестоким, но его это не смущает. Здесь нет рефлексии и извечного вопроса: «А правильно ли я поступаю?» Здесь есть принятие себя и своих демонов.
Несмотря на длинный хронометраж – а это без малого 4 часа, публика не расходится, а наблюдает за падением Ричарда, облаченного то в красный полушубок, то в католическую рясу. Сложный персонаж, которого представил Токарев, зрителям понравился. В постановке была задействована основная труппа театра под руководством режиссера Дмитрия Павлова.
На второй день показа Николай Токарев работал с сорванным голосом, но это не помешало ему отработать спектакль до финальных аплодисментов. А их было много. Артисты трижды выходили на поклон под крики: «Браво!» и «Молодцы!», а в кассах Русского театра уже спрашивают, когда «Ричарда» будут показывать вновь.
Шуана МАГОМЕДОВА