Дозволено ли в исламе предварительно брать часть суммы в качестве задатка для того, чтобы оставить его себе в случае, если клиент откажется от приобретения товара?
Аминат Гитинова, г. Махачкала
В данном вопросе можно рассмотреть два обстоятельства:
1. Предварительная выплата задатка до заключения сделки.
2. Обговаривание и выплата задатка во время заключения сделки.
• В первом случае, если сделка была завершена как положено, то деньги остаются продавцу. В противном случае он обязан вернуть задаток потенциальному покупателю (поскольку до заключения сделки он еще не покупатель).
• Если сделка состоится, как положено, то продавец становится хозяином задатка, но до заключения сделки ему нельзя использовать эти деньги и инвестировать их без разрешения хозяина.
• Во втором случае, если во время заключения сделки стороны договорились о задатке, то она будет недействительной, поскольку такое условие является неправомерным и нарушает сделку.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
«Сделка “арбун” — не считается действительной. Это та сделка, которая проводится в следующей форме: например, покупатель приобретает товар и дает часть дирхамов (суммы) авансом для того, чтобы этот аванс послужил частью платы, если он будет удовлетворен товаром. Иначе это будет расцениваться как подношение (подарок) с его стороны продавцу.
Эта сделка недействительна, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил этот вид соглашения в соответствии с хадисом, переданным имамом Абу Давудом и другими хадисоведами, а также потому, что эта сделка заключает в себе два неправильных условия.
Первое условие – это передача (оставление) части суммы в качестве подарка. Второе условие – это договор о возврате товара в том случае, если покупатель не будет доволен».[1]
«В некоторых городах принято, что покупатель отдает продавцу определенную часть суммы предварительно до заключения торгового соглашения. И это делается для того, чтобы показать серьезность своего намерения приобрести товар. Это называют задатком, и он не является “арбуном”. Задаток – это вверенные продавцу деньги и относительно них решение, аналогичное решению относительно вверенных на хранение денег».
«Не разрешается тому, кто получит этот задаток, оставлять его себе, также инвестировать эти деньги кроме как с разрешения хозяина и с условием, чтобы прибыль с них принадлежала владельцу. Также обязательно вернуть задаток, если сделка не состоялась. Следовательно, не разрешается получившему этот задаток держать его у себя в данной ситуации».[2]
[1] См.: Хатиб аш-Ширбини, Мугни аль-Мухтадж, т. 2, с. 53
[2] См.: Шейх Таки Усмани, Фикх аль-Бую’, т. 1, с. 115
Отдел фетв Муфтията РД