Быль и «Небыль» Натальи Савельевой

Тонкая, чувствительная, невероятно мелодичная – все это о современной дагестанской художнице Наталье Савельевой. Ее искусство собирает вокруг себя людей разного возраста и разных интересов. А все потому, что в ее творчестве – вечность.

– Вы окончили училище им. М. Джемала в 90-е годы, спустя 9 лет поступили на художественно-графический факультет. Почему был такой большой промежуток?

– Я пришла в училище маленькой девочкой, после 8-го класса. Окончив его, пошла работать в комбинат художественных изделий. На худграф поступила в 1999 году, потом у меня родилась дочь, и я только после недолгого перерыва продолжила учебу. Перевелась на отделение ИЗО, так как у меня не было практики работы с масляными красками, я с 3-го курса вновь поступила на первый. Училась в мастерской Абдулзагира Мусаева. Но меня никак не смущал тот факт, что я училась на факультете, имея ребенка, который бегал по коридорам, пока я писала в мастерской картины. Считаю, что никогда не поздно что-то познавать в жизни. Учиться – прекрасное состояние. Я и сейчас что-нибудь новое освоила бы.

– Можно сказать, что в этом году исполняется 10 лет вашей профессиональной работе художника?

– Да, писать я начала относительно недавно. Многие считают, что поздно. У меня были долгие годы учебы, затем работы, после – воспитание детей. Очень долгий отрезок времени я не писала серьезных работ, были лишь зарисовки. В 2010 году я профессионально подошла к своей работе, так что да, 10 лет.

– К какому направлению в искусстве вы относите свое творчество?

– Сложно сказать. Трактуют по–разному. Я помню, как-то Влада Бесараб (журналист. – Прим. «МИ») отнесла его к «магическому реализму», кто-то называет новым реализмом. Мне ближе символизм. Какая-то граница на стыке реализма и символизма.

– Выставка «Небыль», которая открылась 6 марта в Театре поэзии, по счету третья, персональная. Чем отличаются первые две выставки «Дары» и «Прикосновение» от новой?

– «Прикосновение» – моя первая персональная выставка, и в ней был большой разброс по темам и исполнению работ, потому что там была и графика, и живопись. Ее можно даже назвать ретроспективной. После мне захотелось делать тематические выставки, чтобы прослеживалась какая-то история. И «Небыль» именно об этом. Я попыталась насытить нашу жизнь мифологией, с одной стороны, а с другой – показать, что мы живем в ней. Все, что нас окружает, и есть связь с архаикой, мифологией и чем-то сказочным. И даже обычный спящий старик может оказаться Хароном, потому что в нем вечность. Хочется создавать серьезное искусство, чтобы, глядя на картины, человек что-то вспомнил, чтобы захотелось что-нибудь почитать, во что-нибудь окунуться.

– Если говорить об отсылках, которые вы даете, создавая картины, не могу не вспомнить о стихотворениях, которые были под каждой ключевой картиной на «Небыли». На прошлых выставках было такое или это первый опыт?

– Это кое-что новое. Но на прошлых выставках были работы, которые я подписывала строчкой из песни. Но такого, чтобы стихи раскрывали содержание моих работ – первый раз. Мне понравилась эта идея, потому что стихи – это тоже живопись, но словами. Я, конечно, могла бы написать концепт-идею к каждой сложной картине, но мне показалось это скучным. Поэтому появились стихотворения разных авторов. К примеру, картина «Нить». На ней изображены кубачинки в тумане, которые прядут нить, общаются. И когда ты читаешь к этому полотну стихотворение (античный гимн. – Прим. «МИ»): «Издревле данный закон или власть беспредельно благая, Мойра одна эту жизнь наблюдает…», понимаешь, что это ведь о богинях судьбы, на чьих плечах держится история рода, и нить, которую они тянут, – линия жизни их детей, внуков. И такая простая картина рождает некую глобальную идею.

– Расскажите об истории создания одной из новых картин.

– Это история связана с семьей ХириндуСафи Султановой (дагестанская певица. – Прим. «МИ»). Они приобрели у меня одну из картин, и когда я привезла ее, в их доме увидела спящего дедушку. Вообще, когда болеют люди в возрасте, в них ведь есть прозрачность, связь с потусторонним миром. Я спросила разрешения сфотографировать. Он был такой светлый, и образ Харона возник у меня, глядя на снимок. Намеренно не прорисовала руки, потому что ушел бы взгляд от его лица. Такого блаженного. Конечно, я его стилизовала, добавила детали, пустую лодку, разбросанные монеты от последних душ, которых он перевез. Он спит, отдыхает счастливый, потому что никто не умер.

– Какие проекты, в которых вы участвовали, запомнились больше всего?

– Помню, мне предложили участвовать в проекте к 2000-летию Дербента. Я решила сделать триптих. Мы поехали в Дербент, и хотя я была там неоднократно, все же было нужно, чтоб пришла какая-то идея. У подножья крепости я увидела знаменитые дербентские колючки, которые были словно огромные фиолетовые одуванчики, мне понравилась высокая выжженная трава, врезалась в память женщина в старом халате, которая пасла овец. По приезде домой я быстро набросала то, что запомнилось. У меня сразу родилась идея. Это ведь вечность – крепость, которая стоит века и переживает все события, живая бабка и могилы Кырхляра. Живое и мертвое породили вечность. Этот проект запомнился созданием этого триптиха. Полезным для меня было знакомство с Джамилей Дагировой, которая с самого начала моего пути предлагала участие в проектах Первой галереи. Я участвовала в Северо–Кавказском биеннале, где представила свой триптих о трех стадиях женщины. Был проект, посвященный воде. Я написала триптих «Ирганай». Он был очень важным для меня. Сюжет – сухое русло Ирганая, новое полноводное русло с бирюзовой водой и середина – релакс, водохранилище, в котором отражаются бегущие облака.

– Вы преподаете рисунок и живопись в художественном училище. Нравится работать со студентами?

– Думаю, в другом месте я бы не смогла работать. Потому что здесь я общаюсь с ними, как с коллегами. Подхватываю их идеи, учусь сама. Нет ничего полезнее, объясняя другому, понимать что-то самой. Преподавание для меня – это процесс самообразования, дальнейшего роста. Здесь способные ребята, с которыми мне интересно работать.

– Что вам нравится писать? На какие темы?

– Опять же тема вечности, которую я люблю. Наверное, потому что мы живем очень мало, поэтому такое желание смаковать это состояние, растягивать удовольствие от жизни. Я его растягиваю в своих работах, мне нравится, когда «вещь» тягучая, когда в ней есть элемент вечного состояния, философского бытия. Я люблю наши ногайские степи и их унылую прелесть. Мне нравится смотреть, как бредут коровы, как перегоняют стадо овец. Я люблю рыбалку, потому что сам процесс вхождения в эмоциональную среду, движение воздуха, воды – это бесценно. И неважно, есть рыба или нет. Я люблю туман, который скрывает суету и бренность, ложится «мягкими одеялами» и дает состояние просветления. Мне ближе не красота эффектная – скал и солнца, а красота степей, тихого шума, которая ближе к вечности.

Выставка «Небыль» Натальи Савельевой в Театре поэзии продлится до 12 апреля.

 

Гюльшад ШИХКЕРИМОВА

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Прокуратура вернула Махачкале участок за 53 млн рублей у озера Ак-Гель

Прокуратура Махачкалы добилась возвращения в муниципальную собственность земельного участка площадью 2 гектара, расположенного в водоохраной зоне озера Ак-Гель. Стоимость...

Лжезастройщик в Махачкале обманул дольщицу на 1,9 млн рублей

Прокуратура Махачкалы выявила факт мошенничества в сфере градостроительного законодательства. Местный житель, выдавая себя за сотрудника строительной компании, незаконно заключил...

В столице Дагестана стартовала летняя оздоровительная кампания

Свыше тысячи детей планируется охватить этим летом летней оздоровительной кампанией, которая стартовала в столице Дагестана. Летние лагеря дневного пребывания...

За три года свыше 117 млн рублей вложили в развитие туристической инфраструктуры Дагестана

Свыше 117 млн рублей вложено за последние три года на благоустройство туристических объектов Дагестана. Средства выделены в рамках субсидий...
spot_imgspot_img

Юсуп Умавов принял участие в праздничном намазе в центральной джума-мечети Махачкалы

Глава Махачкалы Юсуп Умавов принял участие в праздничном намазе в центральной джума-мечети города.  Праздничная проповедь в честь Курбан-байрама состоялась...

Мэр Махачкалы поздравил горожан с Курбан-байрамом

Мэр Махачкалы Юсуп Умавов поздравил горожан с наступлением одного из самых почитаемых праздников – Курбан-байрам. В своём обращении он отметил,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам