В последнее время тревога людей за свое здоровье превратилась в панику, которая охватила уже весь мир. Все из-за распространения так называемого коронавируса.
Подобные ситуации с распространением различных инфекций возникали и раньше, но этот случай отличается особым нагнетанием страха и всеобщей паникой.
В любой ситуации мусульмане должны обратиться к своей религии и смотреть, что же она велит нам делать в таких обстоятельствах, ведь наша религия совершенна и охватывает все сферы жизнедеятельности человека.
Мы не будем разбираться, как появился этот вирус, потому что этим должны заниматься специалисты, однако он существует и получил распространение. Власти большинства стран объявили, что должны делать их граждане в этой ситуации. Кто-то временно закрыл границы, кто-то закрыл определенный город, а кто-то временно прекратил авиасообщение.
Эта ситуация коснулась также мусульманских святынь, мечетей и т. п. Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции для посетителей закрыта Священная Кааба и часть внутреннего двора мечети Аль-Харам (матаф). Помимо этого, ограничен доступ в матаф и в саму мечеть. Таково же положение и в Мечети Пророка (с.а.с.) в Медине. От посетителей закрыта историческая часть мечети – Равза, которую Пророк (с.а.с.) называл садом из садов Рая, и комнату ‘Аиши, в которой похоронены Посланник Аллаха (с.а.с.) и его ближайшие сподвижники Абу Бакр и ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах).
Кое-где по миру, в том числе в Москве, ограничено посещение мечетей и молельных домов. В ряде стран отменены пятничные богослужения. Все эти ограничительные меры на простом языке называются карантином, и данное явление имеет обоснование в нашей религии.
От ‘Абд Ар-Рахмана бин ‘Ауфа передается, что он слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если услышите, что в какой-нибудь земле распространилась чума, не приезжайте туда, а если она начнется там, где вы уже находитесь, не покидайте это место, пытаясь убежать от чумы» (Бухари, 5729; Муслим, 2219).
То, о чем говорит Пророк (с.а.с.), и есть карантин. Причиной необходимости установления карантина является воспрепятствование зараженным контактировать с другими людьми, дабы болезнь не распространилась еще больше.
КОРОНАВИРУС – ИСПЫТАНИЕ ОТ АЛЛАХА?
Мусульманин должен терпеливо переносить такие ситуации, надеясь, что его не постигнет болезнь, а если она его все-таки постигнет, то пусть считает ее испытанием от Аллаха. Мы – мусульмане, и вся хвала Аллаху, который почтил нас исламом. Мусульмане часто купаются и еще чаще совершают омовение. Как минимум пять раз в день они выполняют намаз и перед этим совершают малое омовение. Верующий совершает малое омовение как минимум 3-4 раза в день. Вместе с этим нам нужно доверять Всевышнему и просить Создателя уберечь нас от болезни, от страха и паники, ибо страх, беспокойство и особенно паника опаснее для нашей общины и всего человечества, чем коронавирус. Страх и паника – это отдельная болезнь и более опасная, чем коронавирус. Поэтому нужно в первую очередь придерживаться мер предосторожности, например, соблюдать карантин, когда власти говорят, что жители определенного города не должны покидать его и к ним никто не должен приезжать.
Также нужно придерживаться других мер предосторожности – мыть руки и соблюдать другие правила гигиены. И самое важное – нужно обратиться к Всевышнему Аллаху с мольбами защитить нас от этого вируса и других болезней. То есть тут два момента: меры предосторожности, а уже потом дуа. Разумный человек не делает дуа, не принимая мер для достижения цели.
Этот мир – место, где необходимо принимать меры, и наш Господь поселил нас здесь, поэтому мы должны поступать соответствующим образом, соблюдать правила гигиены – мыть руки промывать нос – и делать дуа. От Анаса передается, что он часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин аль-бараси, ва-ль-джунуни, ва-ль-джузами ва сайии-ль-аскам (О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от проказы, безумия, лепры (элефантиазиформной проказы) и прочих тяжких болезней)» (Имам Ахмад, 12592; Абу Давуд, 1554; Ан-Насаи, 5493).
Также от ‘Усмана Ибн ‘Аффана передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Ничто не повредит тому рабу Аллаха, который каждое утро и каждый вечер по три раза говорит: “Би-сми-Лляхи ллязи ля йазурру ма’а исмихи шайъун филь-арзи ва ля фи-с-самаи, ва хува с-Сами’у-ль-’Алим (С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он − Слышащий, Знающий)”» (Абу Давуд, 5088; Тирмизи, 3388).
Также от Абу Хурайры передается: «Один человек пришел к Пророку (с.а.с.) и сказал ему: “О Посланник Аллаха, если бы ты знал, чего я натерпелся от скорпиона, который вчера ночью ужалил меня!”. На это Пророк (с.а.с.) сказал ему: “Поистине, если бы вечером ты сказал: “А’узу би-кялимати-Лллахи-т-таммати мин шарри ма халяка” (Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал), – он бы не повредил тебе”» (Муслим, 2709).
Для защиты от болезни и вирусов также желательно часто читать аят аль-Курси, особенно когда человек ложится спать. Ведь тот, кто прочтет аят аль-Курси перед сном, будет под защитой Аллаха; и его сосед, сосед его соседа, и все дома в округе будут под защитой Аллаха.
Мы читаем аят аль-Курси, в конце которого сказано (смысл): «И не тяготит Его оберегание небес и земли; поистине, Он – Высочайший, Великий! То есть Ему не трудно, Его не отягощает защита небес, земли и всех, кто там находится. Он Высочайший – выше всех своих созданий – и обладатель Величия».
Аллах хранит небеса и землю, это не затруднительно для него и не является невыполнимой задачей. А разве тот, кто оберегает небеса и землю, не сможет уберечь нас от какого-то вируса, который не виден невооруженным глазом? Да поможет нам всем Аллах. Амин.
Муслим Абдулаев, теолог ислама