Был обычный зимний день, солнечный. Обычный кофе, без кофеина. Обычные мысли в голове, никакие. Обычная дорога в одиннадцать с половиной минут. На месте. Эскалатор, много обычных детей, которые, как обычно, пришли в самый большой в городе детский мир…
В зале интерактивного музея физики все было тоже вполне себе обычно. Много детей, безудержно нажимающих на кнопочки Тонущего корабля из Архимедовой силы, тянущих Кегельную пушку Паскаля, запускающих волну, пищащих в крикометр, в общем, совершающих обычные действия в обычном музее, где все можно за деньги. Взрослые следили за своей детворой, между звонками и переписками в мессенджерах, подсказывая, куда тянуть и чего дергать у двойного маятника, или сразу обращаясь куда-то в зал: «Простите-е, покажите, пожалуйста, моему мальчику, как это работает!». «Как это работает» обычно подсказывал менеджер, он же администратор, он же хостес, который одновременно рассказывал новым посетителям, что можно увидеть в музее, старым – как завести сломавшуюся катушку Фарадея так, чтобы при всем при этом шар, надуваемый в честь дня рождения какой-нибудь Мариночки, не взорвался у него во рту.
«ЖЕНИСЬ НА МНЕ НЕМЕДЛЕННО!»
Вдруг во всей этой обычной возне обычных людей в обычном музее среди обычного дня случилось нечто необычное. В музее воцарилась оглушительная тишина, администратор вынул изо рта шар, который тут же полетел к потолку и взорвался о Юбку Мерилин Монро. Взрослые оторвали от своих горящих, красных ушей мобильники, дети прекратили визг и уставились в темноту, туда, где на огромном подиуме стояла гигантская катушка Теслы. Она неожиданно и так громко заиграла «Времена года» Вивальди своими электрическими разрядами, что 6-этажный комплекс вдруг весь замер, перестал существовать вместе с обычными делами, которые обычно в нем происходят ежечасно. В следующее мгновение из-за катушки показалась фигура молодого человека, который, судя по всему, ее и включил. Раздались громкие аплодисменты ошалевшей музейной публики. Молодой человек, которого кто-то из детей тут же узнал и назвал громко Андреем, совершил три длинных шага своими длиннющими ногами, которые, казалось, сейчас запутаются и понесут Андрея к той же Юбке Мерилин Монро, и оказался в толпе. Сначала он спросил, не испугался ли кто звуков катушки Теслы, затем, хитро щурясь, расспросил собравшихся о принципе работы катушки и почему, собственно, молнии никого не убили… Парень с длинными волосами, лихо собранными в хвост, в очках и с фигурой атлета, одетый в строго черное, с горящими глазами привлек всеобщее внимание. Он был словно та самая катушка Теслы: обворожительный, яркий, стремительный, звучный, молниеносный и, к сожалению, чужой. Он высоко поднял руки, жестом указывая на один из экспонатов, пристально, обжигающе посмотрел на каждого из собравшихся и громко, практически по слогам произнес: «Так. Чего не хватает в нашей электрической цепи? Почему она не горит?..» Было что-то завораживающее в том, как парень говорил, жестикулировал, разглядывал всех, соглашался или отрицал. Обычные люди в обычном музее внезапно превратились в зрителей этого необычного человека. Каждый, кто хоть раз держал учебник физики в руках, пытался «угадать» правильный ответ, выкрикнуть его раньше остальных, а если верно – так радовался, так радовался, как уже давно не радовался в своей жизни. Сжимал восторженно ладони в кулак, приплясывал на месте и кричал: «Да!».
Мужчины смотрели на парня с нескрываемой завистью и восхищением, а женщины словно говорили ему: «Женись на мне немедленно!» И это были взрослые, которые еще 10 минут назад, уткнувшись в мобильники, забыли, что у них есть дети, а сейчас – что они, в конце концов, уже взрослые! А дети? Дети кричали, радовались, хлопали в ладоши, если у них получалось выполнить задание Андрея, и громко смеялись вместе с ним. Одному он рассказывал закон Бернулли, другому помогал раскрутить зоотроп, третьи под его чутким руководством играли на терменвоксе. В следующую минуту Андрей уже летел к тарелке с водой и рассказывал индийскую историю о мошеннике, заставлявшем «кипеть» воду в ней в древние времена. На деле это резонирующие волны… Одним словом, всех переполняло невыносимое чувство счастья.
КАТУШКА ТЕСЛЫ
Андрей был экскурсоводом в интерактивном музее физики. Наверняка все присутствующие в тот день пытались представить себя на месте тех, с кем был близок Андрей. Мальчишки думали, что, вот бы было прекрасно иметь такого старшего брата, женщины – мужа, а дамы постарше хотели бы такого сына… Но никто из них и подумать не мог, что человек, общества которого они так желают, яркий, умный, харизматичный, умеющий найти подход ко всем, живет в центре большого города, в одной квартире с мамой и двумя сестрами и ни с кем из них вот уже много лет не разговаривает. Андрей был словно та самая катушка Теслы: обворожительный, яркий, стремительный, звучный, молниеносный и, к сожалению, чужой.
Как они живут сейчас, в период жесткого карантина, все вместе в одной квартире? Я не знаю. Но очень хочу, чтобы дружно, весело, как в тот день, когда в интерактивном музее физики все собравшиеся были очень и очень счастливы. Вот ведь как легко осчастливить совершенно чужих людей и много лет не приносить счастья своим самым близким людям. И не переживать этого чувства самому. В общении, совместных ужинах, обмене эмоциями от прочитанного, увиденного, услышанного и прочего.
К ЧЕМУ Я ЭТО?
С одной стороны, в период карантина появилось очень много возможностей, которых еще недавно не было. Тем, кому скучно и плохо дома, предлагаются удаленное обучение, удаленное общение и даже удаленные путешествия. Впервые в истории Большого театра можно смотреть трансляции балета и оперы, где бы вы ни находились. У нас в республике также в режиме онлайн работают музеи и театры. Это смело, ярко и ничем не уступает спектаклям, на которых присутствуешь вживую. И пыли от кулис нет. И это лишь малый список того, что можно делать онлайн. Все очень качественно, насыщенно, а самое главное – «не отходя от кассы», что называется.
С другой стороны, а собственно, как люди устроили свою жизнь, что им так скучно и плохо у себя дома? Почему есть такая острая необходимость занимать себя удаленной учебой, театрами, спектаклями, искусством, вместо более очевидной, первичной потребности в общении с родными и близкими людьми? Родители, бабушки, дедушки… Как это ни печально, но кто-то из них, быть может, проживает последний год или месяц своей жизни. И раз у нас появилась такая прекрасная возможность, пусть и вынужденная, почему бы ею не воспользоваться? Не будьте катушкой Теслы для чужих. #Оставайтесьдома и как можно больше времени проводите, наконец, со своими близкими людьми!
Майя ФАТАЛИЕВА