Каковы правила поведения при эпидемии?
– Покидать или посещать город, в котором свирепствует эпидемия, запрещено, если в этом нет крайней необходимости. То же касается и отдельных районов города, если вирус в нем распространился сильнее.
Если же в городе нехватка врачей, медсестер и т. д., то им можно и даже желательно отправляться в эпицентры заражения для оказания помощи и содействия больным.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вы услышите, что в какой-либо местности распространилась чума (эпидемия), то не посещайте эту местность. А если она разразится в том месте, где вы находитесь, то не покидайте этой местности».
Имам Ибн Раслян, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Знайте, что в запрете входить в пораженный эпидемией город, есть несколько причин. Во-первых, это избежание того, что может привести к плохим последствиям. Во-вторых, это забота о здоровье, от которого зависят блага мирской и загробной жизней. В-третьих, это запрещается для того, чтобы люди не вдыхали зараженный воздух, который может стать причиной смерти. В-четвертых, это запрещается для того, чтобы люди не соседствовали с заболевшими и не создавали причину для собственного заражения. Хадис о запрете входить в пораженный чумой город указывает на все это».
• Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, что она рассказывала о том, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Чума – кара Всевышнего Аллаха, которую Он насылает на тех, кого пожелает. Но для уверовавших Всевышний сделал ее милостью. Поэтому тот, кто проявит стойкость перед испытанием чумой (эпидемией), проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха, оставаясь в своей местности и при этом помня о том, что его постигнет лишь то, что предписано Всевышним, получит такую же награду, как и павший за веру (шахид)» [Передал хадис имам аль-Бухари № 5734].
• Если человек будет волноваться и сожалеть о том, что вовремя не покинул подвергшийся эпидемии город, то он лишит себя упомянутого вознаграждения, поэтому необходимо не поддаваться панике, чтобы не лишить себя этого вознаграждения.
• Если человек скончался от болезни и проявлял при этом вышеупомянутые качества, то ему запишется двойное вознаграждение. Тому, кто перенес болезнь, но не умер, будет больше вознаграждения, чем тому, кто не заболел вовсе. Однако это вовсе не значит, что надо нарушать карантин и искать способ заболеть. Напротив, это строго воспрещается, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не [причиняй] вреда себе и другим» [Передал Ахмад, №2865, Ибн Маджа, №2341, ад-Дарукутни, №3079].
Примечание:
• Необходимо соблюдать рекомендации врачей, чтобы уберечь себя и своих близких от заразных заболеваний.
[1] См.: Хашия аль-Кальюби, т. 3, с. 165
[2] См.: Хашия аль-Буджайрами, т. 1, с. 487
[3] Си.: Аль-фатава аль-Фикхия аль-Кубра, т. 4, с. 11
[4] См.: Ат-тайсир Шарх аль-Джами’ ас-Сагир, т. 2, с. 121
[5] См.: Файд аль-Кадир, т. 4, с. 287
[6] См.: Найль аль-Автар, т. 7, с. 219
Отдел фетв Муфтията РД