Закят-уль-фитр можно уплатить в течение всего месяца Рамадан, но лучше – со времени захода солнца накануне ‘Ид-уль-фитра. Отдать его лучше всего до начала праздничного намаза, но можно и в течение праздничного дня до захода солнца. Откладывать его выдачу после этого срока – харам (запрещено). А кто не успел выплатить закят-уль-фитр к этому сроку, обязан возместить его как можно скорее.
Закят разговения является особенностью нашей общины (мусульман). Обязательным этот закят сделали во втором году хиджры, за два дня до праздника разговения (Ид-уль-фитр). Закят-уль фитр способствует принятию нашего поста. Мудрость обязательства этого закята подобна тому, что ошибки в намазе мы восполняем суждой (земным поклоном), а ошибки в посте мы очищаем закятом. Выплатить закят-уль-фитр обязан каждый мусульманин, кто будет иметь пропитание (состояние) больше, чем для обеспечения себя, своей семьи и прислуги, питанием и одеждой на праздничный день и ночь (т.е. более чем на сутки). Закят-уль-фитр выплачивается наиболее употребляемым в его местности зерном в количестве одного са` за одну душу. Са `равен 2,400 грамма, а для точности лучше выплатить 2,5 килограмм. По мазхабу имама аш-Шафии
нельзя выплачивать закят-уль-фитр денежным эквивалентом. Можно выплачивать, следуя имаму Абу Ханифе, в виде денег, сумма которой равна стоимости са`, по его мазхабу. Наиболее употребительными продуктами, которыми можно выплатить закят-уль-фитр, являются: пшеница, голый ячмень, ячмень, кукуруза, рис, горох, просо, чечевица, финики, изюм, сыр, молоко, творог. По тому порядку, который здесь дается, один продукт выше другого. Последующим из них нельзя выплачивать закят-уль-фитр, употребляющим ранее перечисленный продукт, но тот (т.е. раньше перечисленный) выплачивать лучше и это допустимо. К примеру, если в одном месте употребляют ячмень, лучше будет выплатить пшеницей. Но тем, кто употребляет ячмень, нельзя выплачивать кукурузой.
ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ (САЛБТУ-ЛЬ-‘ЪДИ)
Праздничный намаз (намаз-‘ид) совершают в день Ураза-байрама (‘Ид-уль-фитр). Это является важной, настоятельной сунной (суннатун-муаккадатун). Наш Пророк (с.а.с.) уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому по возможности их нельзя пропускать и нам. Является также сунной совершать их в мечети коллективно. Праздничные молитвы можно совершить и дома. Время совершения праздничного намаза начинается с восхода солнца и продолжается до полудня. На равнинной местности праздничный намаз желательно (сунна) отложить до тех пор, пока солнце не поднимется на высоту семи локтей.
Намаз-‘ид состоит из двух ракаатов. Для совершения намаза-‘ид намерение произносят так: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз-суннат по случаю Ураза-байрама во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается джамаатом, с другими мусульманами, то к нийяту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом». Как обычно, связывая с нийятом произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу. В начале намаза, как обычно, сложив руки под грудью (как при чтении суры «Фатиха»), кто знает, читает молитву «Дуау-ль-ифтитах» («Ваджжахту…»). По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и сложив их под грудью, читают: «Субхбна-л-лбхи ва-ль-хамду лиллбхи ва лб илбха илла ллбху валлбху акбар». (Пречист Аллах, вся хвала Аллаху и нет никого и ничего (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Аллаха, и превелик Аллах).
После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, сложив руки под грудью, читают ту же молитву (Субхбна-л-лбхи…). И так шесть раз произносится «Аллаху акбар» (не считая «Аллаху акбар», произнесенный для вступления в намаз) и шесть раз читают «Субхбна-л-лбхи…». После этого в седьмой раз произносят «Аллаху акбар», после чего читают «А‘узу…» и суру «аль-Фатиха». Далее до окончания второго земного поклона все делают как в обычном намазе. Вставая со второго земного поклона для совершения второго ракаата, как обычно, поднимают руки и произносят «Аллаху акбар». Затем складывают их под грудью. Затем опять поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» и опять кладут их под грудью и читают «Субханб-л-лбхи…». И так четыре раза поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» (не считая произнесенное, вставая с поклона) и четыре раза читают «Субхбна-л-лбхи…». После этого в пятый раз поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, сложив руки под грудью, читают суру «аль-Фатиха». Далее все совершают как в обычном намазе.