Не успели мы начать работать над своими изменениями, как месяц Рамадан уже закончился. Огромные милости и блага от Всевышнего, заложенные в этом месяце, некоторые из нас использовали, а некоторые просто проигнорировали.
Что же поделать, если истинное значение того, чем нас наделил Всевышний Аллах, мы увидим лишь на том свете. Поэтому многие из нас, едва месяц Рамадан подходит к концу, начинают возвращаться к прежней жизни и к своим старым привычкам.
Это в корне неправильно, потому что приобретя что-то полезное в месяц Рамадан, в последующем необходимо постараться это удержать. Иначе весь смысл наших положительных изменений теряет какой бы то ни было смысл.
Ведь если человек не избавился в течение месяца Рамадан от плохих качеств своего характера и не постарался измениться в лучшую сторону, то можно считать, что шанс, который дал ему Всевышний, был растрачен впустую.
Передают со слов ан-Навваса бин Сам’ана
(да будет доволен им Аллах), что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Благочестие есть благонравие, а греховное – это то, что шевелится в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди» (Муслим
2553).
Следуя наставлению Пророка (мир ему и благословение Аллаха), мы должны понять одну простую вещь: работа над искоренением собственных недостатков – необходимая часть нашей религии, и заниматься этим надо не только в месяц Рамадан.
Зная о том, как порой трудно стать «другим человеком», мы понимаем, что одного поста в месяц Рамадан для этого недостаточно. Необходимо чтобы настрой, который был у нас в месяц Рамадан, был перенесен и на последующие месяцы, в каждом из которых есть особые блага.
Об одном из этих месяцев я бы хотела вам сегодня рассказать. Это месяц Шавваль, который следует сразу после месяца Рамадан и является так же очень желательным временем для соблюдения поста.
ПЕРВЫЙ ИЗ АШХУР АЛЬ-ХАДЖ
Месяц Шавваль – это первый из трех месяцев именуемых как ашхур аль-хадж (месяцы хаджа). Как известно, главные обряды хаджа выполняются в первые десять дней месяца Зульхиджа, но некоторые из его элементов можно совершать именно с началом месяца Шавваль.
Из таких обрядов, например, тавафуль къудум (приветственный семикратный обход Каабы), за которым следует «саʻю» (семикратное хождение между холмами Сафа и Марва).
Это «саʻю», который является рукном (составной частью) хаджа, не дозволяется выполнять до месяца Шавваль, но начиная с первого числа Шавваля можно вступить в хадж и соответственно совершить саʻю в любой день.
Также любой обряд большого хаджа не будет считаться выполненным, если будет совершен раньше наступления месяца Шавваль. В этом и есть особенность месяца Шавваль, что именно он открывает период большого хаджа, который продолжается до середины месяца Зульхиджа.
О ПОСТЕ В МЕСЯЦ ШАВВАЛЬ
Начнем с того, что пост в исламе – это один из самых действенных методов воспитания своего нафса и облагораживания нрава.
В хадисе, переданном Ан-Насаи, приводятся слова Абу Умамы (да будет доволен им Аллах): «Я сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): “О Посланник Аллаха! Научи меня чему-нибудь”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: “Усердствуй в посте, ничто не сравнится с ним”».
А еще пост является одним из самых любимых Всевышним богослужений при условии, что человек соблюдал его искренне и с чистым сердцем. Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах сказал: “Всякое деяние сына Адама совершается им для себя, кроме поста, поистине, он совершается для Меня, и Я воздам за него (ибо человек держит пост только ради Меня)”» (Бухари).
Что касается соблюдения поста в месяц Шавваль, то в хадисе благородного Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), переданном от Абу Айюба Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), говорится: «Пост человека, который соблюдает его месяце Рамадан, добавляя к нему шесть дней в месяце Шавваль, подобен непрерывному посту в целый год» (Имам Ахмад 5/417, Муслим 2/822, Абу Давуд 2433, Тирмизи 1164).
Это объясняется тем, что Всевышний Аллах в священном Коране говорит, что воздаст за любой благой поступок в десятикратном размере. Следуя этому, можно сделать вывод что шесть постов в месяце Шавваль подобны 60, что в итоге (вместе с Рамаданом) будет равняться 360 дням.
Пост в месяц Шавваль является сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которую не стоит пропускать без видимой причины. И хотя желательно соблюдать их подряд, можно держать пост и с интервалами, если так легче.
Когда мы говорим, что желательно соблюдать пост в первые шесть дней месяца Шавваль, то здесь не имеется в виду день самого праздника, который приходится на первый Шавваль. В праздничные дни соблюдать посты (фарз и суннат) запрещается.
Намерение для соблюдения поста в месяце Шавваль можно сделать следующим образом: «Я намерен (а) соблюдать завтра пост месяца Шавваль этого года ради Всевышнего Аллаха».
Обязательно указывайте в намерении, какой пост вы собираетесь соблюдать: обязательный – долговой или желательный. Несмотря на то, что пост в месяц Шавваль является желательным, тому, у кого есть долговые фарз-посты, лучше возмещать именно их.
Р.S. Как мы успели понять, месяц Шавваль наполнен огромными благами, которые мы можем получить благодаря посту в этом месяце. Пост – это одно из лучших деяний, приближающих раба к милости своего Создателя.
Помимо этого, Всевышний обещал прощение грехов постящемуся и огромные награды на том свете. Пусть Аллах поможет нам следовать Его наказам и даст тавфик в выполнении предписанного Им.
Альфия СИНАЙ