Месяц Зуль-хиджа является одним из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырех запретных месяцев (Раджаб, Зуль-хиджа, Зуль-каада, Мухаррам), в течение которых Всевышний Аллах запретил войны, конфликты, кровную месть. Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.
Месяц Зуль-хиджа содержит главный праздник мусульман – Ид аль-Адха (Курбан-байрам), приходящийся на 10-й день. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами ислама. В нем также присутствует один из священных дней – день Арафа – 9-ый день. В день Арафа желательно тысячу раз читать суру «Ихляс», начиная каждую из них с «Бисмиллях…». В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтет тысячу раз суру «Ихляс», будут прощены все грехи.
В хадисе также сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни – это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца и особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).
В хадисе от Айши говорится, что один юноша соблюдал пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа. Об этом сказали Пророку (с.а.с.), и он спросил, почему тот соблюдает пост. «О свет моих очей, это дни хаджа, и я надеюсь на благо от дуа (молитвы) паломников», – ответил юноша. И тогда Пророк (с.а.с.) сказал, что за каждый день поста в эти дни он получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, раздачу милостыни в виде ста животных и выдачу для совершения джихада ста лошадей, а за пост в день Арафа – такое вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов, раздачу такого же количества животных на садака и выделение такого же количества лошадей для джихада.
В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего; что тот, кто соблюдает пост за два дня до Арафа, получит вознаграждение, как и Пророк Айюб (мир ему), а тот, кто постился в день Арафа, – как Пророк Иса
(мир ему).
Эти дни желательно провести в поклонении Создателю (ибадате), раздать нуждающимся милостыню.
Тому, кто собирается резать жертвенное животное (курбан), нежелательно (карахат) в течение первых десяти дней зуль-хиджа, то есть до жертвоприношения, стричь волосы и ногти.
ДОСТОИНСТВА ПЕРВЫХ ДЕСЯТИ ДНЕЙ МЕСЯЦА ЗУЛЬ-ХИДЖА
Слова Всевышнего Аллаха в суре «Аль-Фаляк»: «Клянусь зарею, клянусь десятью ночами…» – подразумевают первые 10 дней месяца Зуль-хиджа. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней. А в суре «Паломничество» Всевышний говорит: «(Дабы) славить имя Господне в определенные дни». Здесь тоже имеются в виду первые 10 дней месяца Зуль-хиджа.
День Арафа – день большого хаджа, день прощения грехов, день освобождения от огня. Из числа этих дней также день жертвоприношения (Курбан-байрам). День жертвоприношения – самый лучший день года. Пророк (с.а.с.) сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения».
В эти дни включены все столпы поклонения. Хафис ибн Хаджар пишет в книге «Аль-Фатх»: «Причиной возвеличения первых десяти дней зуль-хиджа является наличие в них всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества, – и не сочетается все это в другие дни».
Первые 10 дней Зуль-хиджа следует встретить искренним покаянием в своих грехах. Это обязанность каждого мусульманина. В покаянии – благо для мусульманина, как на этом свете, так и в Судный день.
Всевышний в Коране говорит (смысл): «Кайтесь перед Аллахом все – быть может, преуспеете».
Как можно больше берите пользы из щедрот этих дней. Каждому мусульманину желательно совершить как можно больше добрых дел. Всевышний говорит (смысл): «Тех, кто старался за (дело) Наше, наставим Мы на пути Наши».
Как покорность Всевышнему и служение Ему в эти дни приближает нас к Нему, так же и грехи отдаляют нас от Него, и мы теряем Его милость.
ПОСТ В ДЕНЬ АРАФА
День Арафа – это девятый день месяца Зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным (сунна) действием. В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими, говорится, что когда Пророка (с.а.с.) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы». Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку: «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (с.а.с.) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней?» (Байхаки, Табарани).
Известный богослов Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того, чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат.
Мухаммад Мухаммадов, теолог ислама