Сегодня, 12 августа, в рамках стратегической сессии «Махачкала. Проблемы сегодня. Перспективы завтра» состоялась сессия, посвященная обсуждению проблем дошкольного и школьного образования в дагестанской столице с участием суперфиналистов Всероссийского конкурса «Лидеры России – 2020».
В работе сессии также приняли участие заместитель мэра Махачкалы Багаудин Мухтаров и начальник городского Управления образования Вадим Дибияев.
Предваряя обсуждение темы участниками секции, Вадим Дибияев озвучил свое видение проблем системы образования Махачкалы.
«У нас система образования представлена 145-ю образовательными организациями, из них – 60 школ, 70 учреждений дошкольного образования и 10 учреждений дополнительного образования. Одна из наших главных проблем – это материально-техническая база учреждений. Это звучит поверхностно, но у нас практически нет оснащения школ, оснащения кабинетов какой-то техникой. Т.е. когда мы говорим о цифровизации, в школах должна быть техника. У нас в школах практически нет компьютерных классов. Иногда об этом даже неудобно говорить. У нас большинство школ в очень плохом состоянии. Они ветхие.
У нас буквально неделю назад отозвали лицензию у 49-й школы. Т.е. это большая проблема. Говорить о качестве образования, когда школа в таком состоянии, тяжело. Так же, когда у нас больше 30 тыс. детей учатся во вторую смену и есть еще трехсменные школы.
Вторая проблема у нас в дошкольных учреждениях. У нас 20 тыс. детей посещают дошкольные учреждения. А 26 тыс. детей находятся в очереди. Это от 0 до 7. А детей из актуальной очереди, готовых пойти сегодня в сад, – 11 тыс.
Я понимаю, что только за счет строительства решить данную проблему невозможно, поэтому мы в прошлом году пробовали и программу «билдинг-сад». Т.е. рассматриваем разные варианты.
Здесь собрались люди из разных сфер, из разных регионов. Любая поддержка, которую мы могли бы рассматривать. Тем более, если есть то, что уже проработано и себя в деле показало, – это для будет плюсом.
Говорить об этом можно много, но одна из главных проблем – дошкольные учреждения, т.е. начинать надо с садов. Ну, и система дополнительного образования. У нас в столице порядка 90 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет. Охвачено дополнительным образованием только 13 тыс. И те учреждения дополнительного образования. Которые у нас есть. Находятся в «закуточке» какой-то школы. Нам хотелось бы иметь хотя бы один большой центр. Если есть какие-то идеи, ваше содействие, предложения тоже были бы большой помощью», – обратился к собравшимся начальник Управления образования Махачкалы.
Эксперты определили самые актуальные проблемы махачкалинской системы образования, в последующем путем голосования вычленив из них наиболее приоритетные по двум критериям – реалистичности и синергетическому эффекту.
В числе проблем, названных участниками секции, оказались: двух- и трехсменный режим обучения в школах, слабая материально-техническая база, нехватка мест в детсадах, низкая конкурентоспособность выпускников, низкая мотивация детей к обучению, отсутствие мест для строительства школ и детских садов, отсутствие во многих школах спортзалов, нехватка школ на городских окраинах, недостаточный охват детей дополнительным образованием, низкий профессиональный уровень педагогических кадров, неучастие в федеральных программах, отсутствия взаимодействия с крупными корпорациями и т.д.
Участники путем дискуссии сортировали проблемы по критерию, на каком уровне они могут быть решены: муниципальном, региональном и федеральном.
По итогу обсуждения эксперты отобрали четыре наиболее приоритетные проблемы: двух- и трехсменный режим обучения в школах, устаревшая материально-техническая база многих школ, нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях, недостаточный охват детей дополнительным образованием.
Участники секции по итогам дискуссии должны подготовить и представить мэру Махачкалы свою программу, содержащую пути решения этих проблем.
Бэла БОЯРОВА