Склоняясь в молитве на коврике в мечети или прислонившись спиной к холодной стене в церкви, которые, признаюсь, также порой посещаю в ходе поездок по миру, я, как и все, задумываюсь о Боге. Который незримо всегда внутри нас, но знаки от которого мы беспрестанно ищем в храмах, в кажущихся нам неслучайными случайностях, в форме набежавшей вдруг тучки на небосклоне.
Нам хочется верить, что Бог нас не забыл и в трудную минуту не покинет. Мы ищем свой путь к Нему и знающих проводников. Людей более мудрых и просветленных, которые могут наставить на путь Истины и помочь, наконец, обрести вечно ускользающее душевное равновесие.
Находясь в вечном поиске очень тонкой грани между добром и злом, наверняка задумываются о Боге и наши чиновники, которые ежедневно сталкиваются с вопросом о том, как остаться хорошими, в первую очередь в своих собственных глазах, людьми и при этом не причинить еще большего зла окружающим, чья судьба в той или иной мере вверена им сегодня. Второй по важности заповедью Христа являются слова о том, что каждый из нас должен возлюбить ближнего своего, как самого себя. Запрет на причинение зла окружающим заложен и во всех других традиционных религиях мира. Вопрос только в том, как его следует понимать.
Ошибочно считая «ближними» лишь родных и близких, некоторые чиновники порой впадают в грех, выстраивая вокруг себя порочную систему кумовства и коррупции, становясь теми самыми притеснителями народа, которых однозначно осуждает ислам, неоднозначная трактовка заповедей которого также приносит многие беды. Однако и стоя на пути искреннего служения своему народу, увы, далеко не всегда ответственный чиновник встречает ответную поддержку и одобрение со стороны народа. Озвучиваемые им решения часто искажаются недоброжелателями, а привыкшее видеть в чиновниках лишь зло население подхватывает эту клевету. Понятно, что мотивации к честному труду такая ситуация не прибавляет.
Когда ты заведомо плохой и все твои мысли и поступки подаются лишь в дурном свете, то руки опускаются даже у самым сильных, а обида в душе начинает копиться даже у очень добрых людей. Мыслями о том, как этого избежать, муфтий республики, досточтимый шейх Ахмад-хаджи Абдулаев
поделился с чиновниками, пришедшими поздравить его с днем рождения. В дружеской беседе с главой Махачкалы Салманом Дадаевым, начальником Управления внутренней политики АГиП РД Магомедом Хатиповым и заместителем спикера республиканского парламента Камилем Давдиевым шейх сказал, что руководитель в своей работе подобен врачу, а потому должен принимать решения, действовать и относиться к их результату соответствующим образом.
«Руководить людьми – это все равно что лечить их. Далеко не каждый пациент, даже замечая у себя симптомы какого-то заболевания, способен его распознать и назначить лечение. Многие и не хотят лечиться, понимая, что оно может быть неприятным и даже болезненным. Для этого и нужен врач, который поставит правильный диагноз, выпишет нужные лекарства, проведет необходимую операцию. И сделает это несмотря на то, что пациенту будет неприятно принимать горькие пилюли, больно делать уколы или страшно ложиться под скальпель. И будет лечить человека, не ожидая от него благодарности и не взирая на его недовольство. Как поступить после излечения, каждый сам решает: отблагодарить врача за свое выздоровление или обругать его за неприятное лечение. Вне зависимости от его реакции, настоящий врач продолжает и дальше лечить других пациентов. Так и чиновники должны помогать людям, несмотря на их благодарность или обиды», – напутствовал своих гостей муфтий.
Добавить к сказанным шейхом словам мне лично нечего. Конечно, как в том анекдоте, испортить можно любую притчу. Однако, желая себе добра, не следует искать зло в окружающих. Ведь как также сказал муфтий, каждый из нас представляет собой то, что в нас видят люди. Если в нас видят добро, то мы и будем добры…
Магомед Рамазанов