«Этот конкурс – сильное, но очень интересное испытание для меня. Новые друзья, новые знакомства, новый взгляд на профессию. Я благодарна моим коллегам из муниципалитетов за настроение и эмоции. Я подчеркнула для себя свои сильные стороны, поняла, что нужно исправить и откорректировать. Буду работать над этим, чтобы достойно выступить на всероссийском уровне», – поделилась эмоциями признанная в республике педагогом года учительница английского языка Махачкалинского лицея №30 Лариса Шихбабаева сразу после церемонии награждения. Подробнее о том, как ей это удалось, она рассказала нашему корреспонденту.
– Лариса Шихмурадовна, как Вы пришли в профессию?
– Поступая на факультет иностранных языков ДГУ, не думала, что стану учителем. Рассчитывала, что стану переводчиком или продолжу образование и буду журналистом -международником. Тогда казалось, что меня ждут далекие путешествия, встречи с дипломатами, зарубежными политиками. Но все изменилось, когда я попала на практику в школу. Буквально месяц поработав с детьми, я поняла, что это мое призвание и именно здесь – мое место. Окончив университет, я сразу пошла работать в школу. Потому что хотела работать с детьми и была уверена, что у меня все получится.
– Ожидание от профессии и повседневные впечатления от работы сильно отличаются?
– Конечно, на практике я не в полной мере осознавала, что значит быть учителем, но оказавшись в школе, я поняла, что кроме работы с детьми, которые являются катализатором положительной энергии, тепла и любви, есть еще и масса других вещей: поурочные планы, отчеты, тематическое планирование, срочная бумажная волокита, журналы бумажные, электронные. Все это отвлекает учителя-практика от самого важного – работы с детьми. Поэтому ожидания и реальность отличаются, но все же, приходя на работу, я получаю удовольствие от каждой минуты, проведенной со своими учениками.
– Расскажите о конкурсе. Что дает участие в нем?
– Любые конкурсы — это рост, как личностный, так и профессиональный, а конкурс «Учитель года» — это, на мой взгляд, самый престижный конкурс для любого учителя. Я участвовала в разных профессиональных конкурсах с 2010 года, однако была мечта представлять республику на федеральном этапе. И я долго шла к этому, но победа на каждом этапе — это не только моя работа, это сплоченная работа команды.
На региональном этапе мне очень помогли мои коллеги как из лицея, где я работаю, так и учителя из разных школ города: № 14, № 9, № 38. Отдельно отмечу, что большую поддержку мне оказало городское Управление образования, все дни подготовки и в дни конкурса со мной рядом была заместитель начальника методического отдела Марина Джабраиловна Гаджиева.
Всем безгранично благодарна и ценю каждую минуту, проведенную вместе с этими прекрасными людьми. Надеюсь, и в подготовке к федеральному этапу я буду чувствовать такую же мощную поддержку.
– Многие учителя жалуются, что современные дети стали хуже учиться и пренебрегают правилами поведения. Для Вас они какие?
– Я не думаю, что современные дети стали хуже учиться или у них проблемы с воспитанием. То есть, как и во все времена, есть дети с повышенной мотивацией к обучению, есть с пониженной мотивацией, есть спокойные, а есть, к сожалению, дети с девиантным поведением. Но они каждый день приходят в школу, и мы должны работать над тем, чтобы было меньше проблем в учебе и в воспитании. Нельзя забывать, что мы в какой-то мере влияем и формируем мировоззрение наших детей, и разве можем мы позволить себе жаловаться или расслабляться? На это просто нет времени!
– Как Вам кажется, в чем сейчас разница между современными детьми и детьми вашего поколения?
– У нас много общего, современные дети, как и мы, хотят стать успешными людьми, получить хорошее образование, познавать мир, они так же, как и мы, дружат, ссорятся, влюбляются, иногда шалят. Отличие наверно лишь в том, что мы живем в разное время и технологии поменяли не только мир вокруг нас, но и людей. Наши дети, поколение Z, воспринимают мир немного иначе, нам лишь надо это принять и попытаться посмотреть на реальность их глазами.
– Сложно ли молодой и хрупкой девушке работать с современными детьми?
– Работать с детьми не просто, главное – найти подход. А современные дети, воспитанные в духе демократии, желают особого отношения. Если говорить с ними, как со взрослыми, воспитывать в них чувство уважения (причем его нужно не только требовать для себя, но и показывать им свое уважительное отношение), слушать их и слышать, быть добрым другом (естественно, сохраняя определенную дистанцию), вы почувствуете с их стороны должный пиетет. Тогда и работать будет легко.
– Старались ли Вы перенять опыт ваших учителей?
– Я училась в 39-м махачкалинском лицее, и все мои учителя были и остаются для меня выдающимися педагогами. Учителями с большой буквы. Но я считаю, что все мы уникальны, и как бы мы ни хотели перенять опыт, у каждого из нас свой, узнаваемый только нашими учениками, почерк.
– Хотелось бы что-то изменить в нынешней системе преподавания?
– Говоря об изменениях в преподавании, как я уже отмечала, хотелось бы, чтобы учителей перестали загружать бумажной работой, свели ее к минимуму. А все остальное менять полностью нельзя, без классической классно-урочной формы работы наша система образования придет в упадок. Недавний опыт с дистанционным обучением это показал. Но это не значит, что нельзя интегрировать современные образовательные технологии в преподавании. Они должны быть, но инновации не должны полностью отодвигать традиции в сторону.
– Чем занимаетесь в свободное от работы время? Хобби, интересы, планы на будущее.
– Я очень люблю читать, зарубежная литература – моя страсть. Перечитала все произведения Теодора Драйзера, Оноре де Бальзака, Мопассана, Джека Лондона. Из русской классики люблю Булгакова, но мой любимый писатель – Федор Михайлович Достоевский. Одним из моих хобби в последнее время стал велоспорт, поддерживает физическую форму и снимает эмоциональное напряжение. Мой главный план на ближайшее будущее – достойно представить Дагестан на Всероссийском этапе конкурса.
– Что Вы посоветуете желающим изучать английский язык?
– Если вы хотите говорить на английском, запомните, что самое главное — это постоянная практика: фильмы, песни, общение – живое и виртуальное, думайте на английском, чтобы постоянно использовать слова, которые вы учите. Когда я была на стажировке в США, первые пару недель были сложными, потому что, несмотря на знание слов и грамматики, мне не хватало практического использования языка. Поэтому своим ученикам я всегда говорю, чтобы не молчали, а говорили все время, пусть поначалу это будет неудачно, но только постоянная практика поможет выучить язык.
Лаура АМИНОВА