«Местное самоуправление» – часто говорим мы, когда вспоминаем соответствующий Федеральный закон №131-ФЗ, далеко не всегда четко понимая, о чем именно идет речь. Как «самоуправляться», если куда ни глянь – кругом натыкаешься на долгие процедуры забюрократизированного госаппарата. Впрочем, это не ново. Сейчас, несмотря на информационную эру и оперативность документооборота, заскорузлость государственных механизмов наблюдается практически в каждой стране. Однако что можно сделать в нашей частной ситуации?
Из преамбулы закона о местном самоуправлении мы узнаем, что речь идет о самоорганизации граждан, способных решать вопросы местного значения в своем поселении. Вроде все понятно, но на практике это равносильно многодневным, если не многомесячным хождениям по инстанциям с просьбой, к примеру, решить вопрос с расширением дороги или провести замену прохудившихся отопительных труб.
Лишь на минуту задумавшись о такой перспективе, многие махнут рукой, привычно сказав, что «это дело городских властей». Но, уважаемые махачкалинцы, все не так просто. Местное самоуправление в одночасье не появляется. Закон хоть и принят, но мы должны понимать, что, желая жить по такому закону, каждый из нас также обязан принципиально пересмотреть свое отношение к городу, к району и даже к дому, в котором проживает. По сути, хозяином города в какой-то мере может стать любой из нас, однако хозяин это не тот, кто только видит проблемы и тыкает ими в лицо городской администрации, но прежде всего тот, кто готов участвовать в решении этих проблем.
Махачкала – относительно молодой город и в последнее время заметно разрастающийся. Пусть где-то этот процесс идет стихийно, но жизнь здесь не замирает ни на минуту. В ходе бурного строительства, начиная с конца 90-х годов прошлого века, инфраструктура не поспевала за разросшимися микрорайонами города. Дороги оставались узкими, проложенные когда-то трубы ржавели и не давали возможности расширить пропускную способность, а старые опоры электроснабжения обзавелись клубками нависших над проезжей частью и тротуарами проводов, то и дело оставляющих население без света в результате бесконечных обрывов.
ГРАЖДАНСКИЕ АКТИВИСТЫ
Одним из таких районов можно назвать Сепараторный поселок. Появившийся еще в 70-е годы как жилой массив для работников одноименного завода, поселок позднее стал бурно разрастаться. В какой-то мере можно сказать, что подобные поселки начали жить своей отдельной от города жизнью, формируясь как самостоятельный кластер окологородской жизни. А как известно на практике, компактность проживания порождает гражданскую активность – появляются группы активистов, которым небезразлично, что творится у них рядом с домом или на соседней улице. И неважно, преследуется ли ими какая-то финансовая заинтересованность или иная личная выгода. Основное в этом пробуждении общественного сознания то, что результат деятельности совпадает с запросом населения. В том числе, решая какие-то личные вопросы, активисты одновременно могут решить и давние проблемы всего поселения.
Именно так действует организация «Общественный совет Сепараторного поселка», активность которой нельзя не отметить. А началось все еще в 2003 году, когда надо было отстоять городское пространство на месте сгоревшей школы-интерната по ул. Хуршилова (переименована в ул. им. Абдулхамида Юсупова), где, по различным данным, погибло около 37 человек, большинство из которых – дети. Этот лакомый кусок земли тогда облюбовали много разных дельцов, большинство из которых хотели построить очередные многоэтажки или коммерческие объекты. И, наверное, так бы и случилось, если бы не принципиальная позиция жителей микрорайона, из которых и сформировался костяк вышеупомянутой организации.
«Уже тогда было подозрительно, что не успели разгрести пепелище сгоревшей школы и отыскать все тела заживо сожженных детей, как выяснилось, что у этой территории уже есть хозяин, – вспоминает далекий 2003 год заместитель председателя Общественного совета Сепараторного поселка Омарасхаб Расулов. – Общественность всего поселка тогда была возмущена и вышла на улицу, перегородив дорогу строительной технике. Мы заявили, что это собственность горожан и раз здесь случилось такое горе, то надо думать, как увековечить память погибших. Было предложено разбить сквер. Одним из активных защитников городского пространства тогда был Абдулгамид Зайналабидов, который вскоре и возглавил нашу общественную организацию».
Уже много позже идею со сквером начали развивать и поддерживать и другие организации. А совсем недавно мы были свидетелями открытия долгожданного сквера, который, как видите, не так-то и просто было отстоять в начале нулевых годов.
ЕСТЬ С КОГО БРАТЬ ПРИМЕР
В этот раз нас заинтересовала активная деятельность совета Сепараторного поселка в связи с расширением дороги по улице Огарева. Дело в том, что сейчас на этой улице, которую общественникам удалось включить в план по благоустройству на 2020 год, завершились работы, которые проводились в рамках реализации федеральных программ «Формирование комфортной городской среды» и «Безопасные и качественные автодороги».
Многие знают, что ул. Огарева была далеко не образцовой улицей с ровной проезжей частью и тротуарами. Эта улица пролегает между домами, которые выросли в эпоху хаотичной застройки, отчего проезжая часть и местами сохранившиеся тротуары петляют от поворота к повороту, то сужаясь, то расширяясь по всей ее протяженности.
«Прежде чем увеличить проезжую часть, надо было решить, что делать с коммуникациями и пристройками, которые занимали весь тротуар, а то и выходили прямо на дорогу», – продолжает Омарасхаб.
Вдоль улицы еще едва ли не в 90-х годах было установлено четыре переносных вагончика под коммерческие магазины.
«Мы подходили к хозяевам и просили отодвинуть вагончик как можно дальше от дороги, чтобы была возможность отремонтировать тротуар и расширить дорогу. Практически все дали свое согласие, ведь по исламу дорога является общественно значимым объектом – построить дорогу или расчистить ее считается благим деянием. Далее был вопрос по каменному забору пристройки к многоэтажному дому, который выступал практически на метр на проезжую часть. Ситуация была осложнена тем, что хозяин уже долгое время проживает за пределами Дагестана. Но нам удалось дистанционно договориться с ним, что мы убираем забор и делаем ремонт за свой счет, на что хозяин дал добро», – подчеркнул Омарасхаб.
Примечательно, что переговоры велись как общественниками, так и присоединившимися к ним жильцами микрорайона. Кроме коммерческих вагончиков путем переговоров с владельцами удалось убрать и навесы, выступавшие на тротуар.
«После того как была расчищены проезжая часть и тротуар, мы начали думать, что делать со старыми коммуникациями – электропроводкой, телефонными проводами и теплосетями. Например, мы своими усилиями перенесли опору под электропроводами, которая мешала расширить проезжую часть на одном из поворотов. Это нам обошлось почти в 200 тысяч рублей. В июле приобрели все необходимое и пригласили для проведения работы специалистов», – делится недавним успехом общественник.
Но самой затратной, по сведениям Омарасхаба, оказалась замена теплосетей. Как нам пояснили в ресурсоснабжающей организации, плановый ремонт там проводился регулярно, но заменить всю магистраль не было финансовой возможности. Узнав об этом, ребята из общественной организации не опустили руки – вновь «пустив шапку по кругу», они собрали около полумиллиона рублей, сумев при содействии и техническом руководстве персонала Махачкалинских теплосетей заменить почти полкилометра труб.
Уже после того, как все расчистили и привели в порядок коммуникации, дорогу отремонтировали по федеральной программе. Теперь проезжая часть здесь по обе стороны оборудована тротуарами, где можно с комфортом и безопасно прогуливаться, в том числе и с детьми. Сама мостовая по своим характеристикам и внешнему виду не отличается от любой центральной улицы Махачкалы. Естественно, что и жизнь теперь строится по-новому, а жителям окрестных улиц есть с кого брать пример.
В планах общественников добиться внесения пролегающих в Сепараторном поселке улиц Перова, Айвазовского, Североосетинской и Хуршилова в план реконструкции в рамках федеральных программ на будущий год.
Разговаривая с этими активными людьми, прихожу к выводу, что не так страшен черт бюрократии, как привыкли себе его малевать горожане.
Да и ситуация с застроенными тротуарами не так уж сложна, как это может показаться на первый взгляд. В том числе опыт общественников Сепараторного поселка показывает, что прежде, чем требовать от чиновников сноса незаконных сооружений через суд, для начала можно и самим поговорить с собственниками. И для этого неплохо бы подключать общественников, духовенство и других уважаемых людей, к мнению которых могут прислушаться. Возможно, дружелюбные переговоры с частниками дадут даже лучший результат.
Такая практика, если ее внедрить повсеместно, станет новой формой реализации упомянутого мной в начале статьи закона о местном самоуправлении, о котором так часто говорят с высоких трибун. Заодно такой подход способен реально сблизить городскую власть и махачкалинцев, объединив их в деле развития города.
Руслан ЛУГОВОЙ