Известный российский урбанист Аркадий Гершман, который ведет популярный блог «Город для людей» в «Живом Журнале», недавно посетил Дагестан. В том числе успев осмотреть и центральные улицы Махачкалы. Впечатлениями он поделился со своими подписчиками. Мы же решили познакомить с некоторыми из них и наших читателей, ведь эти эмоции – одновременно и полезные советы человека «со стороны», сумевшего подметить многие нюансы.
…На город у меня было всего 4 часа. Этого хватило, чтобы походить по центру и дойти до моря. С одной стороны, город крайне живой, приятно удивили количество бизнеса и местная кофейная культура: кофеен много, там неплохой дизайн и сам кофе варят неплохо. С другой стороны, Махачкала — это пример огромного мегаполиса, агломерация за последние годы выросла почти до миллиона жителей, но городом толком не управляли.
Бомбилы у аэропорта — головная боль многих городов. По прилете в Махачкалу тебя не просто обступают таксисты, преграждая путь и навязывая довезти куда-либо — они еще и бегают за тобой по площади! В общем, самый простой способ добраться из аэропорта до Махачкалы — доехать еще с 3 людьми, воспользовавшись услугами бомбилы.
«Ничего особенного» — лучший синоним города. Такое чувство, что здесь взяли по отдельности городские детали и дома, смешали все в блендере и высыпали на землю. Чувства целостности и гармонии нет.
Местная фишка — дорогие ворота и большой забор. Притом дом может разваливаться, забор может быть из всякой ерунды, но обязательно – высокий и с финтифлюшками. Думаю, в городе вполне можно проводить конкурс на лучшие ворота, а потом печатать их на открытках.
Морально я готовился увидеть кучи мусора на улицах, но реальность оказалась лучше – в центре весьма чисто. Хотя контейнеры постоянно переполнены, а мусор разлетается от ветра и растаскивается бродячими животными. Куда лучше закупать баки с крышкой или ставить мусорки с подземным мусорохранилищем.
Автоматы с кофе и для пополнения телефона здесь на каждом шагу. Между ними часто всего пара метров. При этом я ни разу не видел, чтобы ими кто-то пользовался. А вот автоматы-груши почти все убрали.
Единственная радость – веранды кафешек, это оазисы среди хаоса. Бизнес понимает, что комфорт окупается и приносит деньги. Теперь осталось понять, когда это осознают на городском уровне. Тут даже за счет бизнеса делают благоустройство.
С учетом огромного количества предпринимателей Махачкале хорошо бы взять на вооружение иркутский опыт: город создает управляющую компанию, разрабатывающую стратегию и проекты развития городских пространств, которые реализуются совместно с предпринимателями. Это в общих интересах: жители получают более комфортный город, а бизнес – больше выручки. Хотя как привлечь подобный бизнес к работе с городом – вопрос.
Транспортная система Махачкалы представлена «приорами» и маршрутками. Троллейбус каким-то образом еще выживает среди транспортного ада, но в целом все на уровне бедных стран Африки. Через центр города еще проходит железная дорога, даже есть несколько электричек в течение дня – именно на одной из них я в итоге поехал в Дербент.
В идеальной ситуации это могло бы стать спасением для города, ведь электрички – самый эффективный вид транспорта для агломерации! Пример московских городских электричек хорошо показал, что при качественном сервисе люди пересядут в поезда, это будет работать даже круче метрополитена. В случае Махачкалы можно начать с постройки платформ, чтобы пассажиры не с земли поднимались в вагон.
Но эта линия – еще и проблема, она отделяет город от моря. Переходов мало, и они не отличаются дружелюбностью. К тому же это источник шума, особенно при проезде грузовых составов. В принципе эти проблемы решаемы инженерно – от просто нормальных и частых проколов с доступной средой до накрытия путей колпаком и обустройства парка сверху. Пока же тут можно комфортно смотреть на проезжающие поезда — иногда это тоже приятно!
С пляжем дела обстоят не намного лучше. Песочек есть, раздевалки с вышками тоже, но купаться здесь нельзя. Как и в случае со всем городом, на пляже получилась солянка из городской мебели и стилей построек. Такое чувство, что каждый мэр ставит здесь что-то от себя, заказывая все нужное из разных каталогов – гармонии во внешнем виде нет. Одно радует – на пляже можно бороться!
Подготовил Магомед РАМАЗАНОВ