Хаотичная и хвастливая

Известный российский урбанист Аркадий Гершман, который ведет популярный блог «Город для людей» в «Живом Журнале», недавно посетил Дагестан. В том числе успев осмотреть и центральные улицы Махачкалы. Впечатлениями он поделился со своими подписчиками. Мы же решили познакомить с некоторыми из них и наших читателей, ведь эти эмоции – одновременно и полезные советы человека «со стороны», сумевшего подметить многие нюансы.

…На город у меня было всего 4 часа. Этого хватило, чтобы походить по центру и дойти до моря. С одной стороны, город крайне живой, приятно удивили количество бизнеса и местная кофейная культура: кофеен много, там неплохой дизайн и сам кофе варят неплохо. С другой стороны, Махачкала — это пример огромного мегаполиса, агломерация за последние годы выросла почти до миллиона жителей, но городом толком не управляли.

Бомбилы у аэропорта — головная боль многих городов. По прилете в Махачкалу тебя не просто обступают таксисты, преграждая путь и навязывая довезти куда-либо — они еще и бегают за тобой по площади! В общем, самый простой способ добраться из аэропорта до Махачкалы — доехать еще с 3 людьми, воспользовавшись услугами бомбилы.

«Ничего особенного» — лучший синоним города. Такое чувство, что здесь взяли по отдельности городские детали и дома, смешали все в блендере и высыпали на землю. Чувства целостности и гармонии нет.

Местная фишка — дорогие ворота и большой забор. Притом дом может разваливаться, забор может быть из всякой ерунды, но обязательно – высокий и с финтифлюшками. Думаю, в городе вполне можно проводить конкурс на лучшие ворота, а потом печатать их на открытках.

Морально я готовился увидеть кучи мусора на улицах, но реальность оказалась лучше – в центре весьма чисто. Хотя контейнеры постоянно переполнены, а мусор разлетается от ветра и растаскивается бродячими животными. Куда лучше закупать баки с крышкой или ставить мусорки с подземным мусорохранилищем.

Автоматы с кофе и для пополнения телефона здесь на каждом шагу. Между ними часто всего пара метров. При этом я ни разу не видел, чтобы ими кто-то пользовался. А вот автоматы-груши почти все убрали.

Единственная радость – веранды кафешек, это оазисы среди хаоса. Бизнес понимает, что комфорт окупается и приносит деньги. Теперь осталось понять, когда это осознают на городском уровне. Тут даже за счет бизнеса делают благоустройство.

С учетом огромного количества предпринимателей Махачкале хорошо бы взять на вооружение иркутский опыт: город создает управляющую компанию, разрабатывающую стратегию и проекты развития городских пространств, которые реализуются совместно с предпринимателями. Это в общих интересах: жители получают более комфортный город, а бизнес – больше выручки. Хотя как привлечь подобный бизнес к работе с городом – вопрос.

Транспортная система Махачкалы представлена «приорами» и маршрутками. Троллейбус каким-то образом еще выживает среди транспортного ада, но в целом все на уровне бедных стран Африки. Через центр города еще проходит железная дорога, даже есть несколько электричек в течение дня – именно на одной из них я в итоге поехал в Дербент.

В идеальной ситуации это могло бы стать спасением для города, ведь электрички – самый эффективный вид транспорта для агломерации! Пример московских городских электричек хорошо показал, что при качественном сервисе люди пересядут в поезда, это будет работать даже круче метрополитена. В случае Махачкалы можно начать с постройки платформ, чтобы пассажиры не с земли поднимались в вагон.

Но эта линия – еще и проблема, она отделяет город от моря. Переходов мало, и они не отличаются дружелюбностью. К тому же это источник шума, особенно при проезде грузовых составов. В принципе эти проблемы решаемы инженерно – от просто нормальных и частых проколов с доступной средой до накрытия путей колпаком и обустройства парка сверху. Пока же тут можно комфортно смотреть на проезжающие поезда — иногда это тоже приятно!

С пляжем дела обстоят не намного лучше. Песочек есть, раздевалки с вышками тоже, но купаться здесь нельзя. Как и в случае со всем городом, на пляже получилась солянка из городской мебели и стилей построек. Такое чувство, что каждый мэр ставит здесь что-то от себя, заказывая все нужное из разных каталогов – гармонии во внешнем виде нет. Одно радует – на пляже можно бороться!

 

Подготовил Магомед РАМАЗАНОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Каспий сжимается, создавая новые острова

Предотвратить снижение уровня Каспийского моря очень сложно, - сообщил РИА Новости врио директора Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН...

В Махачкале пройдёт кофейный фестиваль регионального чемпионата бариста

В столице Дагестана состоится кофейный фестиваль регионального чемпионата бариста – Dalla Corte Cup-2025. В пресс-службе администрации Махачкалы отметили, что главное...

Прокуратура вернула Махачкале участок за 53 млн рублей у озера Ак-Гель

Прокуратура Махачкалы добилась возвращения в муниципальную собственность земельного участка площадью 2 гектара, расположенного в водоохраной зоне озера Ак-Гель. Стоимость...

Лжезастройщик в Махачкале обманул дольщицу на 1,9 млн рублей

Прокуратура Махачкалы выявила факт мошенничества в сфере градостроительного законодательства. Местный житель, выдавая себя за сотрудника строительной компании, незаконно заключил...
spot_imgspot_img

В столице Дагестана стартовала летняя оздоровительная кампания

Свыше тысячи детей планируется охватить этим летом летней оздоровительной кампанией, которая стартовала в столице Дагестана. Летние лагеря дневного пребывания...

За три года свыше 117 млн рублей вложили в развитие туристической инфраструктуры Дагестана

Свыше 117 млн рублей вложено за последние три года на благоустройство туристических объектов Дагестана. Средства выделены в рамках субсидий...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам