Каждый год 17 октября врачи-терапевты России отмечают свой профессиональный праздник. Так сложилось, что мы идем к терапевту по любому поводу; так устроена базовая поликлиническая служба. Не всегда мы остаемся довольны работой своих участковых докторов, не всегда нам удается найти с ними общий язык. Однако в период первой весенней волны пандемии терапевтическая служба вместе со скорой помощью принимала удар и распределяла больных по отделениям – именно терапевты в Дагестане одними из первых столкнулись лицом к лицу с новоявленной болезнью. Мы решили узнать о насущных проблемах самих врачей-терапевтов. Почему пациенты не выздоравливают? Всегда ли в том вина или недоработка поликлинической службы?
С нами согласились встретиться специалисты махачкалинского ГБУ РД «Поликлиника №2». В разговоре приняли участие главный врач Рустам Шахбанов, заведующая отделением терапии Адай Гаджиева, терапевт Барият Алиева и заместитель главного врача по административной работе Абдулбари Идзиев.
– Тесная работа с людьми всегда предполагает дополнительную сложность. Терапевт постоянно находится со своим пациентом в очень плотном контакте. Усложняет ли это его трудовые будни? Что в такой работе особенно непросто дается медику?
А. Гаджиева: – Дело в том, что большинство пациентов просто бросают лечение, как только отступают первые болезненные ощущения. А к нам обращаются только при следующем приступе, с многочисленными жалобами. Но наша работа выстроена именно таким образом, что как таковой контроль за лечением провести невозможно. Это в стационаре контролируется каждый прием таблетки, назначаются процедуры или капельницы. Здесь же необходимо просто придерживаться рекомендаций участкового врача.
– …а потом клиническим медикам видится, что поликлиническая служба недорабатывает. Но все же насколько от компетентности врача-терапевта зависит благополучие пациента?
Б. Алиева: – Пятьдесят на пятьдесят. Именно потому, что грамотное назначение вовсе не гарантирует исцеление амбулаторного пациента. Больным необходимо понимать, что ответственность лежит и на них: за своевременный прием лекарства, за образ жизни и систематичность в лечении.
ЕСТЬ ДОВЕРИЕ – ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ
– Исходя из вышесказанного, получается, что здоровье пациента напрямую связано с репутацией и авторитетностью специалиста. Получается, есть доверие, есть контакт со специалистом – есть результат терапии. А как на самом деле складывается образ специалиста? Как ему достичь доверия больного?
А. Гаджиева: – Прежде всего, специалист должен быть очень коммуникабельным, при этом чувствовать людей и уметь найти подход к каждому. Есть свои нюансы в работе со взрослыми людьми, с молодыми и, конечно, с хрониками. Возможно, такое чутье должно быть дано от природы. Ведь иной раз просто смотришь на пациента и уже понимаешь, как с ним лучше строить диалог. С кем-то строже поговорить, с кем-то – наоборот, постараться беседовать мягче и вкрадчивее. У нас разный контингент.
– То есть у врача-терапевта должен быть развит социальный интеллект? Я достаточно часто сталкиваюсь с тем, что хороший, талантливый доктор, знающий свою работу, просто не в состоянии донести информацию до пациента. Можно ли как-то развить в себе способность к общению? Возможно, кому-то просто необходимы азы психологии?
Б. Алиева: – Каждый врач, даже если он терапевт, должен хотя бы на треть быть еще и психологом. Чтобы вызвать доверие, я должна оставаться компетентной не только в своей специальности: часто приходится давать советы как травматологу, как хирургу или инфекционисту. Терапевт должен быть разносторонне развитым и неравнодушным к проблемам пациента. Говорят, что хороший человек не профессия, но получается, что образ идеального терапевта – заботливого, участливого, неравнодушного – как раз отрицает это высказывание.
– У Вас, как у главного врача, есть какая-то конкретная цель в работе?
Р. Шахбанов: – Первая задача, которая стоит передо мной, – это налаживание работы персонала с пациентами. Соблюдение этики и деонтологии. Важно помнить: человек сюда приходит больной, со своими проблемами. У него может быть любая болезнь, начиная от головного мозга и заканчивая сосудистыми болезнями и прочим. Некоторым врачам не всегда удается находить с пациентами общий язык. Здесь важно подчеркнуть, что всем свойственен человеческий фактор: свои личные проблемы, заботы, усталость. Специалист загружен целыми днями. Теперь на нем еще и ответственность за компьютерную работу. В общем, в последнее время работы заметно прибавилось.
ОСТАЛИСЬ В ТЕНИ
– В первой волне пандемии коронавируса на себя приняли удар не только работники Скорой помощи, но и терапевты, участковые врачи. Как происходила работа в вашей поликлинике?
Р. Шахбанов: – Мы одними из первых приняли на своих участках удар на себя. И именно отделение Адай Мустафагаджиевны по улице Юсупа Акаева обнаружило дом, где заразился целый подъезд. Очень оперативно сработали, была проведена вся госпитальная работа. Позже появились в сети ролики, что якобы это работа Роспотребнадзора. Но нет, это были мы. Я даже оповестил об этом Минздрав. Наши врачи работали очень оперативно и мобильно. Это был воскресный день. Мы были уведомлены о распространении коронавируса. Наши врачи оказались одними из первых, кто был обеспечен защитной формой. Мы оперативно приобрели противочумные костюмы. Были некоторые сложности с приобретением пробирок, но ситуация, в конце концов, разрешилась. В любом случае, в системе здравоохранения задержек даже в заборе и анализе мазков не было. Задержки были со стороны Роспотребнадзора. Потому что у них одномоментно заболело большое количество сотрудников, вирусологические лаборатории не справлялись с наплывом. Именно по этой причине и росло недовольство населения.
А. Гаджиева: – Да, как-то так сложилось, что работу первичного звена – терапевтов – во время пандемии практически не заметили. Отметили службу скорой помощи, стационаров, но мы остались будто в тени. У нас в принципе большой поток пациентов. Но в тот момент был открыт фильтр-кабинет, мы измеряли температуру, принимали пациентов в усиленном режиме. Остались мы в тени и с выплатами тоже. Вперед вышли работники из «красной зоны», хотя у нас были не меньшие нагрузки. Более того, тридцать процентов наших специалистов тоже заболело. В итоге на одного врача легла тройная нагрузка, в режиме взаимозаменяемости в том числе работали и заведующие. Хочу отметить, что работать с пациентами стало сложнее. После такого стресса люди стали агрессивнее; психоэмоциональная нагрузка сказалась в том числе и на нервной системе.
– С первой волной мы худо-бедно справились. Как обстоит дело с новой, осенней волной?
Р. Шахбанов: – Ну, в принципе, цифру все люди видят. Каждый день меньше она не становится, бьет каждый день новые антирекорды. Но при этом почему-то остаются открытыми банкетные залы, детские сады… Я сам переболел ковидом. Четыре месяца был на больничном. Полтора месяца лежал в стационаре. Мое мнение: надо ужесточить режим. Иначе нас ждет новая эпидемия с нарастающим масштабом.
– Может быть, нам сможет помочь коллективная вакцинация? Как выработать коллективный иммунитет?
Р. Шахбанов: – Я три дня назад сдал кровь на антитела. Антител не обнаружено. Они сохранялись три месяца, а сейчас уже исчезли. Какой коллективный иммунитет? Пока что исследования продолжаются, но точных данных по вакцине пока нет.
А. Гаджиева: – Сейчас мы прививаем население грипполом. Сотрудников и медиков вакцинировали пневмококковыми прививками, да и сами пациенты, кажется, в этом году активнее вакцинируются. Возможно, потому что сами сильно перепугались. Но ковидную вакцину только тестируют, по поводу нее пока мы ничего конкретного сказать не можем. Но люди хотя бы стали бояться осложнений и пошли на превентивные меры. Более того, нами была проведена кампания, мы агитировали прививаться людей на недавних выборах. Сегодня работа уже отлажена, все знают, как ее проводить. У нас есть дежурная бригада на машине. В восемь утра они выезжают по принятым заявкам, осматривают на дому температурящих больных, берут мазки. Контактные нетемпературящие, без клинических проявлений, проходят через наш поликлинический фильтр. Там же осуществляется осмотр, забор мазков. Но работы предстоит еще много.
– Вы планируете расширяться?
Р. Шахбанов: – Изначально наша поликлиника на момент своего открытия была рассчитана на 15-20 тысяч населения. Сегодня учреждение обслуживает 52,6 тыс. человек. Не считая врачебной амбулатории. Я озвучивал проблематику, просил довести эти сведения до руководства города и дальше. В ближайшее время у меня в планах лично посетить главу города Салмана Дадаева. Понимаю, строительство нового поликлинического здания в нашем районе города затруднительно. Но может, хотя бы по примеру детской поликлиники №1 нам выделят первые два этажа в какой-нибудь новостройке в нашем районе города. На первых порах для нас это стало бы прекрасным выходом из сложившейся ситуации. Мы – почти самый центр, вокруг все плотно застроено. Но пара этажей в новой высотке принесут комфорт, во-первых, для самих пациентов, во-вторых, для персонала. У нас в одном кабинете сегодня располагается четыре врача. Нормам СанПина наша поликлиника уже давно не соответствует. Все это видят, возмущаются, проверяющие нам выписывают штрафы, но это проблема не только наша. Это проблема и других поликлиник тоже. Мы буквально вчера озвучивали ее в Минздраве республики. Увы, не всегда от руководства медучреждения все зависит. Тут имеет место и недостаточность финансирования, и в отсутствие земельных участков. Надеюсь, протянут нам руку помощи.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА