Добиться перерасчета за некачественно оказанные коммунальные услуги – например, если из крана идет ржавая вода, батареи холодные или скачет напряжение электросети – стало проще. С 7 ноября вступили в силу поправки в Жилищный кодекс.
Жители вправе были требовать перерасчет и раньше, ссылаясь на правила предоставления коммунальных услуг. Но Жилищным кодексом был предусмотрен перерасчет только за предоставление коммунальных услуг с перерывами. Кроме того, на практике нередко возникали вопросы – кто именно должен делать перерасчет за холодные батареи, скачки напряжения или ржавую воду из-под крана: управляющая компания или ресурсоснабжающая организация.
Теперь же обязанность сделать перерасчет при некачественном оказании коммунальных услуг (какие именно считаются некачественными – приведено в правилах предоставления коммунальных услуг) прописана и в Жилищном кодексе. Определено, что «по умолчанию» перерасчет должна сделать управляющая организация, ТСЖ, жилищный кооператив. Но, если, к примеру, жители напрямую заключили договор с ресурсоснабжающей организацией, перерасчеты за «свои» услуги становятся ее обязанностью. Кроме того, оговаривается, что уже после перерасчета ресурсоснабжающая организация может потребовать компенсации расходов от управляющей организации, если та ненадлежащим образом содержит и ремонтирует общее имущество.
Одновременно исчезла норма о том, что виновник некачественного оказания услуг должен заплатить штраф жителю. Дело в том, что штрафы использовались редко и не становились стимулирующей мерой для ресурсников. Чаще всего нарушения качества были связаны с отсутствием у организаций средств, необходимых для ремонта и модернизации. И в этом случае штрафы еще больше ухудшали финансовое положение предприятий. Кроме того, административные расходы, связанные с уплатой подоходного налога с суммы штрафа, могли многократно его превышать.