Садака (милостыня) является одним из лучших благодеяний верующего. Раздача имущества нуждающимся ради довольства Всевышнего Аллаха с целью получения вознаграждения является милостыней.
Милостыня заключает в себе огромную пользу для всего общества, ибо воспитывает в людях чувство взаимопомощи. Тех, кто раздает садака, Всевышний Аллах помещает под тенью Арша в Судный День.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Семерых укроет Всевышний Аллах в тени Своей (то есть в тени Своего Арша) в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его Арша. Кто подает милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая» (Бухари, 660; Муслим 1031; Тирмизи, 2391; Ан-Насаи, 8/222; Ибн Хиббан, 4486).
Садака, которая была дана от чистого сердца и с искренним намерением, будет принята Всевышним даже в том случае, если окажется в руках недостойного человека. Следовательно, и человек, давший садака, будет удостоен награды от Аллаха.
От ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передается, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести, и поэтому человек, совершавший переселение к Аллаху и Посланнику Его, переселится к Аллаху и Посланнику Его. Переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся» (Бухари, 1; Муслим, 1907; Абу Дауд, 2201; Тирмизи, 1647; Ибн Маджах, 4227).
Если верующий дает садака скрытно, это деяние остается между ним и Всевышним, и целью такой милостыни может быть только довольство Аллаха. Также в такой милостыне отсутствует совершение благодеяния напоказ (рия).
Садака делится на два вида: обязательная милостыня, то есть закят; и необязательная – добровольная садака. Что касается закята, то его необходимо давать только тем категориям людей, которые заслуживают его.
Следовательно, для закята достаточно, чтобы получатель был мусульманином, относящимся к одной из категорий, заслуживающих закят, они перечислены в 60-м аяте суры Ат-Тавба.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлял в Йемен Му’аза (да будет доволен им Аллах), он сказал ему: «Призови их принести свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – Посланник Аллаха, и если они подчинятся этому, то уведоми их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти намазов ежедневно, если же они подчинятся и этому, то уведоми их о том, что Аллах обязал их выплачивать садака, которое следует брать у богатых и отдавать бедным из их числа» (Бухари, 1395; Муслим, 19).
Поэтому человеку, перед тем как раздать закят, необходимо тщательно изучать информацию о тех, кому он собирается давать закят. Если он дал закят мусульманину-грешнику, он считается действительным, но с одним условием: получатель закята не должен расходовать полученное в качестве закята имущество для совершения греха. Например, если человек будет на эти средства покупать выпивку, ему не разрешается давать закят, ибо это будет оказание помощи в совершении греха.
Всевышний Аллах в Коране сказал: «И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде»
(«Сафват ат-тафасир», сура Аль-Маида: 2).
А если грех получателя закята заключается в воровстве, то ему можно дать закят, если дающий полагает, что благодаря полученным в качестве закята средствам он откажется от воровства.
Что же касается добровольной милостыни, то нет сомнения в том, что лучше всего дать ее бедным и неимущим и в первую очередь – из числа родных и близких, ибо за такое садака верующий получает больше всего награды.
От Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) также передается: «Однажды Зайнаб, жена ‘Абдуллаха Ибн Мас‘уда (да будет доволен ими Аллах), через сподвижника Билала (да будет доволен им Аллах) спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Предназначена ли мне награда, если я даю милостыню мужу-мухаджиру, у которого нет ничего, и сиротам (детям брата), находящимся у меня дома (под моей опекой)?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ей ответил, также через Билала: “Да, ей воздастся вдвойне: награда за укрепление родственных уз и награда за милостыню (садака)”» (Табарани, «Аль-Му‘джам аль-Авсат», 2184).
Однако можно дать добровольную милостыню любому человеку, даже если он не является мусульманином. Следовательно, можно дать садака и пьющему человеку, если известно, что он не будет покупать на эти средства выпивку.
Из всего вышеприведенного следует, что пьющему человеку можно дать садака и даже закят, если он не будет использовать полученные в виде милостыни средства на покупку алкогольных напитков. В противном случае нельзя давать такому человеку садака, ибо это будет лишь помощью в совершении греха.
Если же человек, не зная о положении нуждающегося и не ведая, что он пьющий, от чистого сердца и с искренним намерением дал ему садака, ин шаа-Лаах, он получит награду за свое благодеяние независимо от того, куда попадет его садака.
Муслим Абдулаев