28 июля 2021 года Русская Православная Церковь отмечает 1033-летие Крещения Руси. Принятие какой-либо из мировых религий всегда становилось если не переломным, то очень важным этапом в «жизни» любого народа или государства.
Приняв в VII веке ислам, арабы не только вышли из исторической «тени», но и совершили величайшие завоевания, дойдя до Пуатье на севере и Индийского океана на юге, создали, кроме того, огромнейший Арабский халифат.
Крещение франков при Хлодвиге способствовало становлению мощного христианского государства, превратившегося впоследствии в империю Карла Великого. Христианизация болгар в 865 году, сопровождавшееся принятием славянской азбуки Кирилла и Мефодия, способствовало культурному расцвету Первого Болгарского царства, «золотому веку болгарской литературы» при Симеоне I Великом.
Крещение Древней Руси по восточному обряду при князе Владимире определило все историческое бытие ее народа на многие века вперед. Христианские мораль и вероучение формировали быт и культуру, влияли на политику и социальные отношения и много веков спустя после принятия Апостольской веры. От трудов летописца Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря до концепции «Москва – Третий Рим», от основания Софии Киевской до празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году – русскую историю невозможно представить без этого религиозного компонента.
Крещение Руси связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь – святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко. Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет, и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров. Действительно, чтобы понять силу последующей перемены, необходимо знать, каким яростным язычником был Владимир в первые годы своего княжения. Он был жесток и злопамятен, летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия христианства.
Но никакие пиры и победы не могли утолить тоску сердца. Душа не имела покоя при внешней славе и достижениях. Вроде бы было все, но не хватало чего-то самого главного. А не хватает душе встречи с Богом, благодать Которого насыщает глубины человеческого духа. Призвание человека ко Христу всегда таинственно и для человеческого рассудка непонятно. Это призвание совершается часто вопреки сложившимся обстоятельствам и образу жизни.
Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе). Согласно «Повести временных лет», в 987 году князь Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси «по закону греческому».
Выбор князем Владимиром веры Христовой был именно таким откликом на Божий зов, и как некогда гонитель христиан Савл стал первоверховным апостолом Павлом, так и язычник Владимир стал равноапостольным князем, призвавшим к вере сотни тысяч людей. Князь, конечно, шел на немалый риск, отдавая предпочтение вере, которой не придерживалась значительная часть населения. Язычники на такое избрание могли отреагировать весьма жестко, кроваво. Но князь все равно шел на это.
Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома, наставляли киевлян в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. Некоторые принимали Крещение сразу, другие колебались. Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году. Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.
Менялась не только культура или места и предметы моления – менялись сердца людей. Согласно летописям, характер князя Владимира после Крещения преобразился. Такое случилось, потому что нет невозможного для Бога, а благодать Таинств подобна закваске, которая заквашивает тесто и в каком-то смысле меняет его состав.
Ранее коварный, жестокий, Владимир преисполнился доброты и милосердия к ближним. Узнав слова Священного Писания: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), святой князь начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что только потребуется: еду, питье и даже деньги. Более того, услышав, что далеко не все больные и немощные могут добраться до его двора, равноапостольный Владимир повелел развозить им пропитание. Летопись приводит такое свидетельство: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не могущий ходить?» И тем раздавать все, что им нужно». За такую-то доброту и милость народ прозвал князя Владимира Красным Солнышком.